Сторонники сближения с Японией указывают на то, что сотрудничество с Поднебесной не приносит всех тех выгод, на которые рассчитывала наша власть.
Дмитрий Мосяков, д. и. н., профессор Института востоковедения РАН
Отдельные трудности между Россией и Китаем действительно есть. Однако они не идут ни в какое сравнение с теми проблемами, которые существуют в отношениях между Россией и Японией.
Главная из них с японской стороны намертво привязана к решению территориального спора. Ни японский бизнес, ни политические элиты не готовы к долгосрочным вложениям в Россию без возвращения Курильских островов. Даже если Кремль согласится отдать Токио два острова (что допускает советско-японская декларация 1956 г., на основе которой сейчас ведутся переговоры), для японцев это не будет означать окончания территориального спора. Они расценивают такой ход как ещё один шаг к возвращению сначала четырёх южнокурильских островов, затем всей Курильской гряды, потом Южного Сахалина. Пойдя на малейшие уступки Японии, Россия своими руками откроет ящик Пандоры, и от нас будут требовать всё больших территориальных уступок. Не говоря уже о риске создания американских военных баз на возвращённых японцами островах.
Но, может быть, после передачи островов Токио сменит вектор политики с проамериканской на пророссийскую? К сожалению, и этого ожидать не приходится. Япония – один из самых верных и последовательных союзников США в Тихоокеанском регионе на протяжении последних 70 лет, которые основаны в том числе на теснейших экономических контактах. А вот Россией японский бизнес интересуется мало. Совместных экономических проектов за последние два года было реализовано очень мало. А товарооборот между двумя странами уступает товарообороту России с Южной Кореей, не говоря уже о Китае (86 млрд). Поэтому разговоры о прочных союзнических отношениях с Японией имеют мало общего с реальностью. Чего нельзя сказать об отношениях с Китаем, которые за последние годы действительно вышли на новый уровень.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции