Примерное время чтения: 6 минут
3819

Рубаха-парень Трамп обгоняет неискреннюю Клинтон

Сюжет Выборы президента США в 2016 году
Евгений Минченко.
Евгений Минченко. Из личного архива

На выборах президента США я бы выделил два политтехнологических подхода, которые используют основные кандидаты. Первый — у демократов — состоит в максимальном сегментировании электората, выстраивании целевого послания для каждого из сегментов и, соответственно, создания из этих сегментов коалиции. На данный момент ключевыми целевыми группами, на которые работают демократы, являются всевозможные меньшинства: расовые, сексуальные и так далее, женщины, молодёжь, а также люди либеральных убеждений. Под них партия создаёт детальные базы данных, которые позволяют ей отправлять целевое послание каждой из этих групп.

Республиканцы тоже пытаются использовать метод сегментирования, но вместо того, чтобы разбивать кампанию на большое количество мелких вопросов, они пытаются играть на одном глобальном послании. То есть сформировать единую повестку дня и транслировать её всем избирателям. В 2014 году на выборах в парламент такая тактика принесла им серьёзный успех: они сохранили контроль над палатой представителей и выиграли выборы в Сенат. Хотя во многом это было связано с тем, что они использовали тему непопулярности Барака Обамы.

Однако сейчас ситуация изменилась. Недавние социологические исследования показали, что рейтинг Барака Обамы сегодня составляет более 50%. Соответственно, тема «анти-Обамы» у республиканцев работать перестала.

Но у них появился такой кандидат, как Дональд Трамп. Это произошло благодаря расколу на праймериз традиционных направлений в партии. Направление первое — неидеологизированный истеблишмент, который продвигает интересы бизнеса. Второе направление — религиозные консерваторы, выступающие против преподавания Дарвина в школе, против легализации гей-браков и так далее. Третья часть либертарианцы — экономические либералы. Так вышло, что без своего представительства в партии оказалось большое число белых малообразованных мужчин, относящихся к среднему классу. Соответственно, в эту нишу и ворвался Трамп.

Трамп является кандидатом антитехнологическим, который считает, что все базы данных на выборах — полная чепуха. Он никак не пытается сегментировать свои высказывания, а продвигает одну повестку, которая замешана на недовольстве американским истеблишментом. Хотя он сам является плоть от плоти этого истеблишмента: сын миллионера, закончивший престижную военную академию, ставший миллиардером. Но тем не менее ему очень хорошо удаётся играть в простого парня, который искренне, абсолютно не приукрашивая, говорит то, что он думает.

А надо сказать, в США есть запрос на искренность и откровенность, потому что очень значительную часть электората уже достала пресловутая политкорректность. Поэтому неполиткорректный Трамп оказался востребован именно сейчас.

При этом у Трампа логика кампании очень простая: я не хочу разбираться, кто будет воспринимать мои выступления, главное, чтобы был максимальный охват аудитории. Поэтому у Трампа две основные технологии: первая — максимальная коммуникация с любыми СМИ, и враждебными, и доброжелательными, вторая — максимальное количество встреч с избирателями. По состоянию на сегодня он уже провёл больше встреч, чем Барак Обама во время своей избирательной кампании.

Более того, у Трампа принципиально иное отношение к негативному пиару в свой адрес, чем то, которое есть у большинства американских политиков. В США на этот счёт незыблемая заповедь: не отвечать на все обвинения. То есть, если в твой адрес что-то прозвучало в низкорейтинговых СМИ, не надо это раскручивать. Но Трамп на это наплевал. Он отвечает на все обвинения из соображений, что последнее слово должно остаться за ним. В итоге получается, что ролики против Трампа и за Трампа очень сложно отличить. Иногда они очень похожи, потому что он говорит именно то, в чём его обвиняют. Собственно, получилось так, что негативная кампания против Трампа сейчаc, по сути, работает на него. Люди говорят: вот эти его не любят, значит, он говорит правду, и его любим мы.

Более того, чем больше либеральная Америка с ЛГБТ-активистами ненавидит Трампа, тем больше симпатий к нему в его целевой аудитории. Поэтому, несмотря на то, что Трамп — очень богатый человек, по состоянию на сегодня он потратил гораздо меньше денег, чем большая часть кандидатов в президенты, как от демократической, так и от республиканской партии.

Хиллари Клинтон сейчас пытается подняться на рейтинге Барака Обамы. Хотя в избирательной кампании она вспоминает своего мужа, его экономическую политику, но на самом деле муж — это её уязвимость. Уже многие говорят, что это будет не первый срок Хиллари, а третий срок Билла, что это покупка «два в одном».

Американцы всё-таки не любят семейственность и неискренность, которая как раз также свойственна Клинтон. Поэтому, хотя она делает очень целенаправленную сегментированную кампанию, в которой задействованы лучшие специалисты в США, им с трудом удаётся сгладить её негативные качества. В их числе, помимо неискренности, нелюбовь к СМИ и сложные коммуникативные особенности. Она устаёт от общения с людьми. Притом что Клинтон — очень мощный аппаратный игрок, хороший мастер интриги, но людей она не очень любит.

По состоянию на сегодня я бы оценил их шансы на победу как равные. Хотя на этой неделе Трамп впервые по рейтингам обогнал Хиллари. Это ещё, конечно, ничего не значит, так как до выборов ещё много времени, но это тоже определённый сигнальчик.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах