Перепись населения - событие трудоёмкое и затратное. В 2010 г. она обошлась бюджету в 17 млрд руб. Предстоящая, по оценкам экспертов, будет в 3 раза дороже.
Чем ещё может отличаться новая перепись, кроме цены? Какую Россию и какой народ она покажет? Будет ли отражать реальное положение вещей или статистики под руководством В. Мутко (а именно он назначен руководителем комиссии по проведению переписи) напишут для нас картину маслом? Как это уже произошло со спортом высоких достижений.
Всё спокойненько…
Перепись 2010 г. вызвала в стране большой резонанс. И в значительной мере потому, что и социологам, и населению было интересно посмотреть, что изменилось в России после ухода из политики Бориса Ельцина и за 10 лет президентства Владимира Путина. Главным достижением тех лет, как известно, была объявлена стабильность. И это невозможно отрицать.
Но сегодня подобный интерес отсутствует. Стабильность стала привычным политическим товаром, и население перестало на неё реагировать. Сегодня все социологические центры говорят, что в стране нарастает запрос на перемены, особенно среди образованных слоёв населения и молодёжи.
Новая перепись населения может дать власти полезные экономические и социальные подсказки и ориентиры. Ну, например, о развитии регионов или в сфере семейной политики. Перепись 2010 г. указала на ряд тревожных тенденций. Увеличилось число разводов, уменьшилось число семейных пар, соответственно упала рождаемость, возросло число незарегистрированных браков. По результатам переписи был принят ряд полезных мер: ввели дотации на ребёнка, появилось понятие «семейный капитал». Ситуация стала исправляться. А вот положение в регионах, несмотря на то что в 2010 г. прозвучали тревожные сигналы, продолжает ухудшаться. Экономисты уже составили список регионов, которым угрожает банкротство.
Квалификация власти
К сожалению, власть часто не хочет и не умеет пользоваться результатами переписей. Проблема дореволюционных переписей состояла не в устарелой методике и не в квалификации учёных, а в квалификации власти. Ни государь император, ни его ближайшее окружение (великие князья, правительство) в упор не хотели видеть тех экономических и социальных проблем, которые нарастали в России и которые выявляли переписи населения. Частичная расплата за нежелание элиты слышать гул недовольства последовала в 1905 г., а окончательная - в 1917-м. В результате значительная часть так называемых лучших людей России оказалась в эмиграции - вольной или невольной.
На днях Минэкономразвития объявило, что в преддверии основной переписи 2020 г. в октябре 2018 г. будет проведена пробная. Таких научных «тренировок» в России ранее не проводилось. Официальная причина нововведения - нужно усовершенствовать технологию опросов. В экспертной среде это вызвало недоумение. Ведь переписи в России совсем не новинка. Они ведутся с ХVII в. Последняя дореволюционная проходила в 1897 г. Первая при советской власти всесоюзная - в 1926 г. Накоплен огромный опыт. Пробная перепись лишь увеличит расходы. Новая перепись и без того обойдётся бюджету в 50 млрд руб. В три раза дороже, чем предыдущая в 2010 г. Не лукавит ли власть? Не хочет ли она с помощью «пробы» подсмотреть в щёлочку: а что там у людей на уме? Может, кое о чём не стоит и спрашивать?
А что в реальности?
Не исключено, что в условиях затянувшегося кризиса чиновники опасаются, как бы перепись (если её пустить на самотёк) не вынесла на поверхность какие-то не очень приятные вести, которые никак не соответствуют представлениям элиты о состоянии общества. Ну, например, что в стране продолжается спад рождаемости. В 2017 г. зарегистрировано падение на 10,7%. Это худший уровень за последние 10 лет. На днях вице-премьер Дворкович поведал из Давоса, что «в России больше нет олигархов», а остались только примерные миллиардеры с крылышками за спиной. Однако если бы Дворкович проехал по излюбленным местам гнездования наших «исчезнувших» олигархов, то обнаружил, что и их яхты по-прежнему стоят в местах приписки, и их дворцы всё ещё «прописаны» на побережьях Франции и Италии.
Или вот ещё вопрос. В какие дверные щели подглядывает за Россией наше Министерство экономического развития? Весь прошедший год оно убеждало нас, что дно нащупано и рост экономики по итогам 2017 г. будет более 1%, а по прогнозам на 2018-й - более 2%. А вот Росстат приоткрыл дверь чуть пошире и увидел, что реальные доходы населения за прошедший год не поднялись, а упали.
Из Минпромторга рапортуют: в стране увеличилось потребление хороших вин. Дескать, русский мужик, как и Ален Делон, больше не пьёт одеколон, а пьёт двойной бурбон. Однако, по другим данным, в России от суррогатного «бурбона» за прошедшие 2 года пострадали 150 тыс. человек. Французской королеве Марии-Антуанетте тоже казалось, что французский народ за недостатком хлеба потчуется пирожными и пьёт шабли гран крю. Разубедилась она в этом только на гильотине.
* * *
Русский народ, несмотря на доступ к импортным товарам и Интернету, остаётся в массе своей неизбалованным и непритязательным. Как к жизни, так и к властям. Из пожеланий, которые люди высказали в ходе недавнего опроса ВЦИОМа, на первом месте оказалась «проблема доступа к качественным лекарствам», на втором - «чтобы не закрывали сельские больницы» и на третьем - «чтобы ударили по лихачам на дорогах». Немного же нужно для счастья! Так что вряд ли элите следует опасаться предстоящей переписи населения. Россия ответит как надо. И будет у нас очередная перепись высоких достижений. Особенно если её возглавит В. Мутко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции