Примерное время чтения: 6 минут
1367

Киев должен принять закон об амнистии

Вадим Самодуров.
Вадим Самодуров. Из личного архива

Спекуляции о необходимости введения вооруженной миссии ОБСЕ не отменяют необходимости следовать духу и букве минских соглашений, что вынуждает Киев выполнить ещё одно, помимо прекращения огня и отвода войск, условие — принять закон об амнистии и провести её.

Пункт 5 «Минска-2» так и гласит: «Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». Разберем, что это значит, и какие последствия будет иметь амнистия для участников переговоров.

Выборы в Донбассе невозможны без амнистии участников известный событий — такую позицию уже высказывал глава российского МИД Сергей Лавров. Если Украина хочет вернуть своё присутствие на Донбассе, она должна перестать разговаривать с главами республик как с людьми, находящимися вне закона. Несмотря на кризисные проявления переходного периода на востоке, проявляемые во всплеске криминала и социальной неблагоустроенности, руководству республик удалось обеспечить полноценное функционирование ДНР и ЛНР. С российской помощью или нет, но факт остается фактом — на Донбассе существуют две полностью независимые от Киева государственности, которые имеют свои интересы и свои условия для переговоров. И будущее отношений Донбасса и Украины во многом зависит от дальнейших шагов Порошенко и его окружения.

Необходимо возобновить нормальный гражданский диалог. Если Киев будет относиться к Захарченко, Плотницкому и лидерам ополчения не как к «сепарам», которых неминуемо должна постичь кара, а хотя бы как к гражданам страны, имеющим претензии ко всему тому, что делает украинский режим последние два года, появится возможность добиться выполнения минских договоренностей и прекратить войну. Это не просто смена тональности, это смена всей парадигмы Украины.

Справедливости ради стоит отметить, что амнистия, в случае, если она состоится, не будет равноценна помилованию киевским руководством участников ополчения. Преступления совершали в основном украинские военные — и амнистия в большей степени будет касаться их. Речь, правда, не идет о преступлениях военных. Напомним, что Amnesty International в 2014 году публиковала доклад о военных преступлениях батальона «Айдар», сами украинские силовики проводили спецоперацию против превратившегося в откровенную бандгруппу батальона «Торнадо», фиксируется множество зверств «Азова» и «Донбасса». Это уже не говоря о регулярной украинской армии, чьи обстрелы городов и стали причиной масштабных потерь среди гражданского населения. Систематическое нарушение прав человека и пытки, грабеж и угон автомобилей, похищение людей, насилие — информация обо всём этом имеется у ООН. Если Киев желает привлечь пару командиров ДНР за расстрелы мародеров, то ему придется столкнуться с публикацией фактов, грозящих окончательно сломить имидж Украины как страны, придерживающейся европейских ценностей и претендующей на вступление в ЕС.

Если использовать унифицированный подход, то Моторола, Гиви и другие полевые командиры Донбасса мало чем отличаются от Полторака, Муженко и командиров «батальонов». Все находятся в равных условиях. Поэтому Порошенко, а также его «ястребам» из Верховной Рады имеет смысл смягчить риторику и рассмотреть предложенный шанс для урегулирования ситуации на Донбассе.

К тому же в Европе уже сложился не просто прецедент, а целая традиция амнистии обвиняемых в участии в военных конфликтах. Однако вряд ли какой-нибудь случай способен стать примером для подражания в нашем случае.

Хорватия в 1996 году провела амнистию обвиняемым в преступлениях против государства. В 1998 году по итогам Белфастского мирного соглашения британские власти освободили ирландских заключенных, участвовавших в борьбе против Лондона, взамен на разоружение и отказ от ведения огня со стороны боевиков ИРА. 

Более того, даже Россия сталкивалась с подобным. В 1997, 1999 и 2006 годах проводилась амнистия в отношении участников незаконных вооруженных формирований в Чечне. Под амнистию не подпадали лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления. В результате удалось лишить поддержки местных ваххабитов, так как у воевавших от безнадежности в их рядах людей появился шанс возобновить спокойную гражданскую жизнь. И хотя данный сценарий в «чистом виде», может быть, не вполне применим к республикам, опыт «чеченской» амнистии может быть использован для выработки подхода к решению этого вопроса, который с течением времени превращается в один из краеугольных камней урегулирования конфликта и нормализации ситуации на Украине. По крайней мере, в политическом плане этот «кейс» абсолютно применим к нынешней ситуации на Украине. Кстати, амнистия в отношении участников незаконных вооруженных формирований в Чечне также крайне неоднозначно воспринималась и российским обществом и элитами. Однако, несмотря на всю остроту имевшихся противоречий и накал общественного мнения, эта мера была реализована и показала свою эффективность. Тысячи бывших боевиков вышли «из леса» и были успешно интегрированы в строительство новой мирной жизни в составе России.

Кроме того, есть ещё один нюанс. Амнистировать можно только тех, чья вина доказана в судебном порядке. Но это часто опускается в практике различных стран, что доказывает тезис о том, что амнистия — не юридический, а политический акт, так что для Киева дача гарантий на отказ от преследования бывших инсургентов вполне реализуема. Заверения некоторых официальных украинских лиц в том, что будут исключения, как, например, в отношении «виновных в обстрелах жилых кварталов Мариуполя», нельзя игнорировать. Если проводить амнистию, то для всех. Если Киев настоит на исключении из списка ряда людей, то это обернется Международным трибуналом в отношении лишь одной стороны — ополчения.

Повторные преступления будут наказуемы — вот основополагающий пункт амнистии, который не должен обсуждаться. Как только будет введен режим прекращения огня, отведена техника и армейский состав, Киев обязан объявить амнистию для всех — это важно подчеркнуть, участников конфликта. Это единственная возможность предостеречь как порошенковских «ястребов», так и европейских антагонистов России от дальнейших мер по поиску, поимке и откровенному линчеванию участников вооружённой борьбы в Донбассе. 

Как бы то ни было, пока Рада не примет закон об амнистии, вопрос о выполнении украинской стороной «Минска-2» остается открытым.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах