Николай Миронов, руководитель Центра экономических и политических реформ
Начнём с того, что сегодня разные люди фактически выполняют одну и ту же работу. Одних контрольных органов огромное количество. Бюджет тратит на их содержание огромные деньги: ведь каждому ведомству нужны помещения, транспорт, оргтехника. Никуда не делись и привилегии. Правда, и в среде чиновничества произошло, я бы сказал, социальное расслоение: высокое начальство живёт, получая большие доходы и значимые льготы, а чиновники низового уровня довольствуются скромными зарплатами. От этого, кстати, страдает и качество управления: трудно ждать прорыва от людей, которые соглашаются «тянуть лямку» за маленькие деньги.
Наблюдается и явный перебор с начальниками: директора департаментов, несколько их замов, начальники отделов с ещё несколькими замами и только потом всего 2-3 реально работающих специалиста. То есть иногда на одного подчинённого приходится несколько руководителей.
Что с этим делать? Тут рецепт один, и пользуются им во всём цивилизованном мире: общественный контроль. Ведь именно мы, общество, прежде всего заинтересованы в том, чтобы чиновничий аппарат работал качественно, именно мы являемся заказчиками их услуг. И если мы через некие общественные организации начнём контролировать качество и скорость их оказания, то получим в итоге и сокращение, и уменьшение расходов, и более эффективную работу госслужб всех уровней.
В некоторых западных странах разработаны, к примеру, институты общественных проверок. Члены общественных советов, палат и пр. могут возбудить производство подобной публичной проверки, запросить информацию, получить доступ к материалам. И, сформировав такое досье, предают его гласности: сообщают в СМИ и правоохранительные органы. Всегда найдётся независимый журналист или блогер, который «сольёт информацию в Сеть», а там она может попасться на глаза «кому надо». Чиновники всегда боятся, что их прегрешения выйдут в общественную плоскость. Поверьте, это работает!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции