5 февраля в Госдуме стартовала серия заседаний, на которых рассмотрят поправки, предложенные ко второму чтению президентского законопроекта об изменениях в Конституции.
В первом чтении пакет поправок к основному закону был принят 23 января. Теперь специально созданная рабочая группа собирает предложения от граждан и общественных организаций. Уже набралось более 300 идей. Часть из них были оформлены рабочей группой в виде поправок и отправлены в профильный комитет Госдумы.
Председатель думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенниников, который также является одним из трех сопредседателей рабочей группы, рассказал, что всего комитет получил 122 поправки, 8 из них были отозваны. На рассмотрение может уйти больше месяца. Дата второго чтения президентского законопроекта пока окончательно не определена.
На первом заседании рассматривались поправки к 7-й главе основного закона о работе судебных органов власти. Были одобрены 8 поправок из 21. Среди них — предложение о том, чтобы президент назначал генпрокурора и его заместителей по согласованию с Совфедом. Сейчас сенаторы назначают его по представлению президента. Этот порядок распространят на военных, региональных и специализированных прокуроров.
По мнению Крашенинникова, новые правила сделают прокуратуру менее зависимой от региональных властей: «Эта норма направлена на исключение кризисных ситуаций во власти и сохранение системы сдержек и противовесов. Мы помним истории, которые были в 1990-х годах с назначением прокурора».
Среди других одобренных поправок — предложение, согласно которому Конституционный суд сможет проверять принимаемые парламентом законопроекты на соответствие Конституции.
Как в Конституции закрепят поддержку семьи?
6 февраля рабочая группа предложила внести в президентский законопроект поправки о роли культуры и семьи в России. «Мы предлагаем дополнить Конституцию статьей, в которой говорилось бы о том, что культура является уникальным наследием многонационального народа, она поддерживается и охраняется государством», — предложила на заседании член рабочей группы, заместитель секретаря генсовета «Единой России» Ольга Баталина.
Возникла дискуссия о том, где именно в тексте закрепить статус культурного наследия страны. Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин настаивал, чтобы роль культуры была вынесена отдельно и не затерялась среди других сфер. «Речь идет не просто о признании значения культуры, как науки и всего остального, а о признании культуры как символа нашей страны и нашей нации, который остается вечно. В статье 70 это уместно, а так это пойдет в общем списке: культура, наука, социальные задачи и так далее», — заявил он.
«Нам представляется крайне важным в статье 75, в которой идет речь о социальных гарантиях, регулярности индексации пенсий, гарантиях социальных выплат, ввести корреляцию с ключевой социальной статьей Конституции: седьмой. Упомянуть, что все эти гарантии должны обеспечивать достойную жизнь человека, как это и есть в нашей Конституции», — сказала Баталина. Отдельно обсуждали возможность включения в Конституцию пункта о доступности медицинской помощи. Ранее это предлагал сделать доктор Леонид Рошаль.
Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская предложила закрепить в основном законе полномочия правительства РФ по поддержке и укреплению семьи и прав детей. В преамбулу Конституции члены рабочей группы думают добавить фразу о «значимости семьи как основы благополучия общества».
Член рабочей группы, заместитель председателя СПЧ Ирина Киркора, раскритиковала тех, кто считает меры по поддержке молодых семей ненужными или бесполезными. «На мой взгляд, эти люди просто не знакомы с жизнью большинства российских семей, — заявила она. — С рождением первого ребенка действительно может очень сильно ухудшиться материальное состояние семьи. Именно поэтому так важна поддержка государства в этот период времени... Государство готово выделять серьезные средства, чтобы семья чувствовала себя в этот момент комфортно, защищенно».
По ее словам, она получает много вопросов о том, можно ли расширить возможности использования материнского капитала: для покупки транспортного средства в семью и так далее. «Очень много благодарностей от семей за предложение президента о начислении материнского капитала за первого ребенка, потому что очень часто, пережив финансовые сложности при воспитании первого ребенка, семья боится идти на ответственный шаг рождения второго. Если первое родительство будет более комфортным, то это увеличит шансы на улучшение демографической ситуации в стране», — считает Киркора.
Зачем нужны федеральные территории?
В России могут появиться федеральные территории, не входящие в состав российских регионов и подчиняющиеся напрямую федеральному центру, рассказал сопредседатель рабочей группы, сенатор Андрей Клишас.
По его словам, такое предложение сделал один из членов группы, председатель Тульской областной думы Сергей Харитонов. Некоторые территории из-за особого статуса требуют особенного управления. «К их числу, например, относятся закрытые административно-территориальные образования, особо охраняемые природные территории, арктическая зона. Поэтому система управления на данных территориях требует специального регулирования», — заявил Клишас.
Международный опыт знает много примеров выделения значимых для государства объектов в особый статус подчинения центру, рассказала АиФ.ru руководитель лаборатории новых технологий ЭИСИ Дарья Кислицына. «Преимущественно это касается столичных центров: например, в США есть федеральный округ Колумбия, где находится столица государства — Вашингтон. У нас тоже есть соответствующий опыт: города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Но и кроме них у нас в стране много стратегически важных территорий. Например, космодром Восточный, закрытые города госкорпорации „Росатом“, которые обладают стратегическим значением с точки зрения научных разработок, отдельные военные города, Кавказские Минеральные воды, которые находятся на территории нескольких республик. Прямое подчинение федеральному центру добавляет большей управляемости этим объектам, подчеркивает их значимость и увеличивает их возможности», — считает эксперт.
По ее словам, важно только предусмотреть, чтобы вывод федеральных территорий из регионального подчинения не ударил по финансовым возможностям регионов.