Госдума приняла решение перенести второе чтение по поправкам в Конституцию на 14 февраля. Как пояснил спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин, это сделано по просьбе рабочей группы, созданной для обсуждения конституционных изменений.
Причина — огромное количество идей, которые продолжают поступать от самых разных участников процесса. Как рассказала сопредседатель рабочей группы Талия Хабриева, только члены группы подготовили дополнительно более 170 предложений. Ещё около 100 поправок поступили от общественных организаций. Кроме того, 65 поправок к основному закону страны было внесено в Госдуму.
«Поступают предложения о том, чтобы отразить наши исторические корни, тысячелетнюю историю государственности, значение гражданского общества, значение материнства, отцовства и детства, семьи. Но всё это в стадии проработки», — пояснила Хабриева.
Одновременно она ответила на упреки тех, кто считает, что поправки принимаются чересчур быстро. По словам Хабриевой, в ряде зарубежных стран «были примеры, когда поправки к конституции и даже сам основной закон принимались за 7 или 15 дней». «Для сравнения, статус Конституционного совета Франции был изменен ровно за 30 дней, изменение Конституции Бельгии в 2012 году произошло за 36 дней, Венгрия в 2012 году изменила Конституцию за такой же срок», — рассказала она.
В рабочей группе поблагодарили Госдуму за предоставленную отсрочку. «Мы считаем, что у нас есть возможность без спешки обсудить все предложения. Тем более что есть очень интересные предложения, которые касаются преамбулы Конституции», — заключила Талия Хабриева.
«С одной стороны, нет никакой спешки, с другой стороны, нам, конечно же, расслабляться не стоит», — добавил другой сопредседатель рабочей группы, глава Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.
МСУ дадут больше ресурсов
Сейчас в рабочей группе обсуждают предложение председателя законодательного собрания Ленобласти Сергея Бебенина прописать в Конституции пункт о том, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления (МСУ), назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц МСУ. Это должно улучшить взаимодействие между госорганами и МСУ, считает Бебенин.
Он также предложил прописать в Конституции, что МСУ и органы госвласти входят в единую систему публичной власти в РФ, осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
«Это предложение не говорит о том, что члены МСУ теперь будут назначаться сверху, — поясняет „АиФ“ руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Пётр Кирьян. — Речь идёт о том, что муниципалитеты сейчас не располагают необходимыми ресурсами для того, чтобы делать возложенную на них работу. Для этого нужно перекраивать существующую модель управления».
По словам эксперта, необходимо сделать так, чтобы муниципальные органы власти и государственные органы работали в связке друг с другом. Это позволит быстрее выделять ресурсы на решение текущих задач и в целом ускорит работу, которую ведут органы МСУ, полагает Кирьян.
Что изменится для судей и прокуроров?
Продолжается работа над уточнением конституционного статуса судебной системы и органов прокуратуры. Сопредседатели рабочей группы, глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и глава Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, предложили поправку к президентскому законопроекту об изменениях в Конституции, по которой генпрокурор и его заместители будут назначаться после консультаций с Совфедом. Об этом 4 февраля сообщила пресс-служба думского комитета.
Согласно принятому в первом чтении 23 января президентскому законопроекту о поправке к Конституции, Совет Федерации будет участвовать в консультациях по кандидатурам прокуроров регионов, которые в настоящее время назначаются на должность президентом по представлению генпрокурора, согласованному с регионами.
Кроме того, Крашенинников и Клишас предложили внести в основной закон уточнение о том, что в судебную систему России входят Конституционный суд, Верховный суд, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи субъектов РФ. Конституционный суд (КС) теперь сможет по запросу президента, парламента, правительства и Верховного суда рассматривать дела о соответствии федеральных конституционных законов основному закону. А полномочия, порядок образования и деятельность КС будут подробнее прописаны в Конституции.
Поправка Крашенинникова и Клишаса уже поступила на рассмотрение думского комитета, который готовит её ко второму чтению президентского законопроекта.