Примерное время чтения: 4 минуты
166

Почему Лужков не стал президентом России: версия дочери Ельцина

Поколение, которое уже было политически активным 12-15 лет назад, хорошо помнит, какие споры вызывал вопрос о том, кто станет вторым президентом России. Какие только фамилии не назывались! Чубайс, Скоков, Примаков, Черномырдин, Кириенко, Немцов… Но было ясно, что если свою кандидатуру выставит невероятно популярный тогда московский мэр, остальным кандидатам придётся потесниться.

Дочь Ельцина Татьяна Юмашева в своём блоге описывает один из критических моментов выбора преемника. Следует отметить, что она настроена резко критически по отношению к столичному мэру – ей резко не понравилась статья Лужкова и Попова о деятельности Егора Гайдара и она не стесняется в выражениях, характеризующих этот текст. Так что личные пристрастия Татьяны Борисовны и, конечно, её мужа стоит иметь в виду.

Черномырдин не вернулся

Ключевым моментом Татьяна Юмашева считает назначение нового премьера после отставки «киндер-сюрприза» Кириенко осенью 1998 года. Уже приближались президентские выборы 2000 года, до них оставалось полтора года, и было понятно, что новый премьер автоматически станет серьёзным кандидатом на первый пост в государстве. Дважды Ельцин вносил кандидатуру Виктора Черномырдина – и дважды Дума её «прокатывала». Третий отказ означал роспуск Думы и серьёзный политический кризис. Надо было предложить кого-то другого…

Этим другим мог стать Лужков. Тот самый Лужков, который, по мнению Дьяченко-Юмашевой, объединился с коммунистами, дабы не дать пройти кандидатуре Черномырдина. Сам ельцин предпочёл бы видеть премьером Примакова, но тот решительно отказывался идти на такую должность: умный политик, Евгений Максимович понимал, что работы после дефолта непочатый край, а спасибо за разгребание ошибок предыдущего кабинета никто не скажет.

К тому же было известно, что до кризиса 1998 года Ельцин мечтал «привести новое поколение людей в политику, в экономику страны. Президентом он видел человека моложе себя, он считал, что только с молодым политиком страна сможет сделать мощный рывок в будущее в 2000-е годы». Однако грянувшие потрясения показали: молодёжь не справляется с управлением экономикой и необходимо вернуться к старым кадрам.

Решающее совещание

Татьяна Борисовна подробно описывает заседание ближайших соратников Ельцина, на котором они обсуждали, кого предложить президенту в качестве премьера. Кандидатура Лужкова к тому моменту уже прозвучала, причём из уст Зюганова. А если учесть, что к тому моменту отношения Ельцина и Лужкова были далеки от идеальных (по мнению Юмашевой, из-за интриг нелюбимого ею Коржакова), такая «агитация», казалось, ставила крест на шансах Лужкова пойти на повышение. Однако при переборе остальных кандидатур выяснилось, что назначать-то некого. Кириенко только что уволен, Черномырдина не хочет Дума, Примаков отказывается, приглашать кого-то из оппозиции – того же Зюганова или Жириновского – просто страшно, да и нет повода так откровенно проявлять слабость. А никакого президентского резерва тогда не было в помине.

Так что Лужков был без трёх минут премьером – и почти автоматически преемником Ельцина на президентском посту. Соратники Ельцина согласились с этой мыслью и пошли к президенту сообщить о том, что наиболее целесообразно предложить утвердить премьер-министром Юрия Михайловича Лужкова, крепкого хозяйственника и верного либерала. Юмашева меланхолически замечает: «Меня уже больше волновала перспектива жить в стране, которой в 2000 году будет руководить московский мэр». Её будущий муж, тогда глава администрации, намеревался уйти в отставку в случае, если назначат Лужкова. Кого поддерживал он сам, из записей дочери Ельцина остаётся неясным.

Волевое решение

Ельцину доложили о выводах «креативной группы»: Лужков – наименьшее зло. Борис Николаевич грустно кивнул: «Больше всего Виктора Степановича жалко» и обещал подумать. Потянулись томительные минуты, во время которых решалась судьба России XXI века. Юмашева пишет: «Через несколько минут папа попросил соединиться с Юмашевым, который уже подъезжал к Кремлю. Сказал, что он будет вносить в Думу кандидатуру Примакова. И его надо уговорить. Он должен согласиться».

Дальнейшее вы знаете. Премьер-министром стал Евгений Примаков, выведший страну из кириенковского пике – и уволенный через восемь месяцев работы. Следующим премьером стал Сергей Степашин, но он продержался всего три месяца, после чего его сменил директор ФСБ, секретарь Совета безопасности Владимир Путин, последний глава правительства из «семипремьерщины» 1990-х. Так началась современная история России.

Ранее по теме:

 

Оцените материал
Оставить комментарий (28)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах