Намедни ваш покорный слуга был приглашен в качестве эксперта в программу «Политика» на «Первом канале», где обсуждался отказ Украины от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
В жаркой дискуссии получить слово мне так и не удалось – в тот момент, когда микрофон дошел до меня, Петр Толстой завершил передачу. И последний жест, попавший в эфир – разведенные руки Александра Гордона – относился именно ко мне.

Тем не менее, хотелось бы все-таки высказать ту мысль, которая созрела в ходе наблюдения за спорами украинских и российских депутатов, и общественных деятелей.
Когда в 1939 году Иосиф Виссарионович Сталин завершал объединение веками разделенного украинского народа, рисуя карандашом на карте границы Украинской ССР, ему и в голову не могло прийти, что спустя полвека господин Станкевич и ему подобные займутся дележом единого государства.
А поскольку товарищ Сталин этого не учитывал, то он и не размышлял над тем, как будет существовать независимая Украина, в которой Запад страны тянет в одну сторону, а Восток – в другую.
Раскол этот нисколько не уменьшился за 20 лет независимости. Хуже того, Украина не породила ни одного политика, который взялся бы за объединение двух частей одного народа, которые за столетия отчуждения обрели совершенно различные ориентиры и разных, прямо противоположных героев.
Все, абсолютно все украинские политики приспособились к данной ситуации – одни работают на электорат Западной Украины, другие – на электорат Восточной Украины. И все заняты исключительно реализацией своих амбиций, а не судьбой родной страны.
Когда Виктор Янукович с высокой трибуны говорит, что украинский народ хочет в Евросоюз – это правда. Когда он говорит, что украинский народ хочет близких отношений с Россией – это тоже правда.
Просто в каждом конкретном случае имеется в виду разные половины украинского народа.
Ровно так же действуют и остальные украинские политики.
Если вы помните Александра Дюма, то папа Мушкетона, слуги Портоса, во время религиозных войн во Франции, изобрел уникальную веру, которая позволяла ему быть то католиком, то гугенотом, в зависимости от того, с кем его на дороге сводила судьба. Таким незатейливым способом француз, вооруженный пищалью, грабил прохожих, исповедовавших «неправильную веру». То есть и католиков, и гугенотов.
Все это продолжалось до тех пор, пока ловкача не поймали ранее ограбленные католик и гугенот, объединившиеся для мести.
Украинские политики привыкли морочить голову не только избирателями, но и договаривающимся сторонам на международной арене.
Совершенно не важно, подпишет или нет Виктор Янукович договор с Евросоюзом в Вильнюсе. В любом случае уже через неделю это решение может быть изменено на противоположное, как это с Украиной случалось уже не раз.
Самые прожженные националисты вроде Арсения Яценюка или Олега Тягнибока, проклинающие «москалей», при определенном политическом раскладе с радостью облобызают Владимира Владимировича Путина, а ошалевшим избирателям по секрету расскажут, что тот ведет родословную от «древних укров», и, следовательно, своим убеждениям они не изменили.
Украина наловчилась извлекать выгоду из геополитической борьбы России и Евросоюза, обещая любовь и верность в обмен на материальную помощь то одной, то другой стороне. И политики Украины не против, чтобы «эта музыка была вечной».
Вот только есть ощущение, что и Евросоюзу, и России все это очень сильно надоело, и терпение их заканчивается.
Историю надо знать хотя бы потому, что одни и те же сюжеты в политике имеют свойство повторяться. Сегодняшняя Украина сильно напоминает Польшу XVIII века, чья элита гордилась парадоксальным принципом «Польша сильна раздорами».
Шляхтичей бросало то туда, то сюда, пророссийские короли сменялись пропрусскими или проавстрийскими. В конце концов, великим европейским державам осточертел этот вечный польский карнавал, и Польша как независимое государство надолго исчезла с политической карты мира.
Виктору Януковичу и всей политической элите Украины пора подумать не о собственных амбициях, а о том, что жовто-блакитное знамя вскоре рискует оказаться на свалке истории. И совсем не факт, что после этого кому-то удастся его с нее вернуть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть