Примерное время чтения: 3 минуты
5270

Ольга Бакушинская: Земля детей

Лет десять назад мой знакомый журналист сделал интимную стрижку. С окраской. Под американский флаг. Звёзды и полосы. Нет, я не видела, он сам об этом широко рассказывал. Для чего? Чтобы девушек удивлять.Действительно, среднестатистическая девушка вряд ли ожидает такого сюрприза. Правда, иногда смех сексу только вредит, но мой коллега, видимо, знал, что делает. Опытный. Ему в то время было пятьдесят. Сейчас на десять лет больше, а в моду вернулся советский антиамериканизм. Так что вполне возможно, он удивляет дам более патриотичным изображением триколора или ещё каких берёзок. Неважно. Важно, что ему было пятьдесят.

В 1998 году в лондонской галерее Тейт появился очень популярный экспонат — кровать художницы. Рядом с кроватью — банки, мусор, на кровати чулки разбросаны, и одеяло дыбом. Словом, это зрелище знакомо многим и называется «Ужас какой бардак — стыдно». Вокруг кровати ходило множество любителей и профессионалов, искали и нашли множество смыслов. Общество пришло к выводу, что художественное высказывание удалось. Мне сказали, что позже в галерее случился пожар и шедевр сгорел. Может, и неправда, но звучит поучительно.

В день МВД 10 ноября Пётр Павленский в костюме Адама проткнул свои гениталии гвоздём на Красной площади против  «апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества». И то сказать, все вышеперечисленные явления в обществе присутствуют. Да и МВД праздновать нечего, если не считать поводом беспредел, там царящий. До этого Пётр Павленский уже заворачивал себя в колючую проволоку и зашивал рот суровой ниткой. Надо сказать, что художественная общественность в восторге. А тот, кто не в восторге от этих сюжетов, тот ретроград и невежда. Не понимает, куда движется современное большое искусство.  То есть ты не имеешь права морщиться, когда тебе показывают чужие тестикулы с гвоздём. Иначе тебе общественное мнение твои собственные безжалостно оторвёт.

Все эти ситуации, в сущности, подчёркивают одну проблему, которая, как грипп, поразила современное общество. Полная неспособность вырасти и принять как данность, что человеческая жизнь делится на периоды. Есть подростковый период протеста, зелёных волос и изобретения велосипедов. И мнение своего круга значит в этом возрасте гораздо больше, чем вся мировая культура вместе взятая. Есть возраст ответственности. За своё достоинство, за достоинство своей семьи, ответственности за то, в конце концов, чтобы утром надеть трусы. За свой человеческий облик. Когда ты протестуешь гениталиями, возникает подозрение, что больше нечем. Когда твоё искусство — разверстая кровать, возникает вопрос — а может быть, ты ничего и не умеешь, кроме как простыни взбивать? Если ты привлекаешь девушек креативом снизу, тебе не хватает обаяния сверху.

Простите, но жизнь устроена проще, чем кажется столичным культурным критикам. А искусство, как сказал мне один мудрый человек, должно провоцировать, возвышать и обращать.

С провокацией в нашей подростковой цивилизации всё отлично. С возвышением и обращением гораздо хуже. Лучший способ стать краткосрочно знаменитым — это однажды снять трусы и…  Во времена Андерсена нашёлся мальчик, который закричал, что король голый. Сейчас если и найдётся, то никто всё равно не поверит.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах