Тиунова Ольга Владимировна 15:06 21/08/2012
Ведущий конференции: Друзья, доброе утро! Мы находимся в пресс-центре «Аргументы и факты». Меня зовут Наталья Кожина. Тема нашей сегодняшней беседы: «Как вырастить чемпиона», а на ваши вопросы отвечает спортивный психолог Ольга Владимировна Тиунова. Ольга Владимировна, доброе утро. Большое спасибо, что пришли к нам в гости.
За эфиром мы просмотрели вопросы, которых, кстати, очень много и все, что называется, на злобу дня, и вместе с Ольгой Владимировной постановили, что мы, конечно, постараемся ответить на ваши вопросы максимально, но скорее всего на все вопросы ответить не успеем, у нас всего 30 минут.
Тиунова Ольга Владимировна: Уважаемые друзья! Вопросов действительно очень много, они очень конкретные, иногда очень личные, поэтому есть предложение – переадресовать их на сайт нашей Лаборатории. Его легко найти в Яндексе – Лаборатория физической культуры и практической психологии. У нас есть электронная почта, гостевая книга, адрес в Skype и мы сможем с вами взаимодействовать. Милости просим!
Ведущий конференции: Теперь, друзья, вы знаете, где можете найти ответы на свои вопросы, а я со своей стороны хотела бы у Вас, Ольга Владимировна, спросить, что такое спортивный психолог в целом? Насколько эта профессия востребована в нашей стране и насколько наши люди знакомы с таким понятием?
Тиунова Ольга Владимировна: Спортивный психолог – это тренер по психологической подготовке. Вообще, спортивные достижения определяются: физической подготовленностью и готовностью в момент соревнования, технической, тактической, фармакологической (в хорошем смысле этого слова, я имею ввиду - витамины, правильное питание) и психологической подготовкой. За психологическую подготовку отвечает спортивный психолог. Если пересчитать, мы имеем пять составляющих, значит 1/5 успеха, т.е. 20% вклада в результат - это психическое состояние, за которое «должен отвечать» отдельный специалист. Бывает, что эту часть работы выполняет или сам спортсмен (пока он сам может это делать и у него получается – это хорошо), или тренер (тренер, конечно, тоже психолог, но только в какой-то степени, потому что он слишком близок к спортсмену и только часть этих функций он сам может выполнять), или родители, если это юный спортсмен. Так вот - эти 20% обязательно кто-то должен восполнить.
Профессиональных спортивных психологов в Москве готовят две организации: факультет психологии МГУ и Российский государственный университет физической культуры (РГУФК). В МГУ я преподаю уже 4 года. Оттуда выходят очень неплохие кадры.
Ведущий конференции: С какого момента спортивный психолог должен подключаться к работе со спортсменом, с ранней юности, когда ребенок только начинает заниматься спортом, или в уже более зрелом возрасте, когда уже есть выдающиеся результаты?
Тиунова Ольга Владимировна: Чем выше класс спортсмена, уровень его спортивной готовности (физической, технической, тактической), тем важнее становится психологический блок подготовки, потому что на уровне равных, очень высоких возможностей побеждает тот, у которого психологический потенциал выше, кто психически более устойчив, более вынослив. Мы сталкивались в нашей работе с целым рядом ситуаций, когда даже в сборных командах страны нам говорили: «Где вы были раньше? Мы ничего этого не знали, нам надо было начинать на ранних этапах подготовки». Поэтому мне кажется, что начинать психологическую подготовку нужно, может быть, не в самом начале спортивных занятий, но уже на уровне спортивных школ, то есть на уровне серьезных систематических занятий, после нескольких лет тренировок юного спортсмена. Бывают такие парадоксальные ситуации, когда на предложение диагностики членов какой-то сборной команды, спортсмены реагируют таким образом: «Мне это не надо, я и так нормальный!». Такого в спорте не должно быть, ведь чтобы себя максимально реализовать, все ресурсы должны быть вовремя использованы.
К нам обращается достаточно много родителей юных спортсменов с просьбой на каком-то этапе дать необходимую информацию или, как минимум, провести диагностику, чтобы выбрать подходящий вид спорта или ту форму мотивации спортсмена, которая строится на его личностных особенностях, на его интересах именно в этот период жизни. Словом, нужно подключать спортивного психолога, и чем раньше, тем лучше, чтобы правильное отношение было к этому инструменту становления спортсмена.
Ведущий конференции: Я правильно понимаю, что спортсмен – это некий особый организм, к которому нужен определенный подход. Вы говорите, что это может быть и тренер, и родители, и сам спортсмен, но лучше, если это будет психолог, потому что это очень шаткая структура, которая может в самый неподходящий момент показать не те результаты, которые бы хотелось?
Тиунова Ольга Владимировна: Спортсмен не только функционально и психологически отличается от обычного человека за счет тренировки, за счет накопления специфического опыта, но у него еще и особый образ жизни. Это жизнь, принципиально отличающаяся от жизни обычного человека. Он почти как военный. У него - сборы, тренировки, он не может себе позволить того или другого, у него - обязательства, которые касаются тренировочного процесса и обычной жизни. Такой способ существования требует определенной поддержки. Нельзя сказать, что к каждому спортсмену надо приставить психолога (сейчас по итогам Олимпийских игр идут какие-то обсуждения), но психолог в команде, который хотя бы «мониторит» ситуацию, который всегда где-то рядом и в критической ситуации или перед сложными обстоятельствами может подключиться более плотно – это необходимый минимум, к которому надо стремиться.
Пока, к сожалению, системы психолого-педагогического сопровождения физической подготовки сборных команд у нас не существует.
Ведущий конференции: У наших сборных нет психологов? Сейчас прошла Олимпиада, итоги которой мы и хотели с Вами обсудить. У наших сборных команд были психологи?
Тиунова Ольга Владимировна: Я знаю в целом, что эпизодически кого-то в сборные приглашают, причем иногда это бывают люди даже без специального образования. Спортсмены, когда встречаются с нами, говорят, что, наконец, слышат разумные слова и понимают, о чем идет речь, потому что иногда к ним приходят люди, которые предлагают просто невероятные вещи. Это очень мешает, ведь называлось это все «психологией». То есть пока нет, к сожалению, системы, нет государственной заинтересованности, системной работы в этом направлении. Возможно потому, что за психологическую подготовку формально отвечает и Министерство спорта, и Федеральное медико-биологическое агентство.
Знаете, как на любой кухне, когда идет некий процесс, всегда вокруг много беспорядка (у меня такое ощущение, что я нахожусь в этой кухне)… Процесс идет, все варится, но чего-то мы не доложили: может быть, суета помешала, может быть, положили не в то место и не можем теперь найти, но пока ситуация у нас, к сожалению, такая.
Ведущий конференции: А у американской сборной или каких-то других сборных лучше обстоят дела со спортивными психологами?
Тиунова Ольга Владимировна: До нас доходит опосредованная информация по поводу этого. Да, я считаю, что в системе, которая хорошо налажена, психологический блок обязательно должен быть представлен. Не эпизодически, не за счет инициативы и энтузиазма наших специалистов, это должно быть частью большой системы спортивной подготовки команд. Есть ощущение, что в странах, которые нас обогнали в общекомандном рейтинге на Олимпиаде, эта работа проводится.
Ведущий конференции: Можно сказать, что наше четвертое место – это в какой-то степени и недоработка психологов нашей сборной? Можем мы на это списать или нет?
Тиунова Ольга Владимировна: Нельзя. «Тянуть одеяло на себя» – это очень простой ход – нас не привлекали, поэтому четвертое место. Во-первых, четвертое место, на мой взгляд, это не так плохо; во-вторых, я уже перечислила пять составляющих успешной подготовки. О том, что психологической подготовки в каких-то видах спорта было недостаточно сейчас говорят и некоторые тренеры, и некоторые спортсмены. Вообще, словосочетание «психологическое состояние» очень популярно в устах комментаторов, журналистов, спортсменов после соревнований, тренеров после соревнований. Не хватает волевого (административного) решения о том, что мы должны создать в стране некий центр или уполномочить определенную группу людей для того, чтобы системно выходить на сборные команды (осуществлять психолого-педагогическое сопровождение). Эта система может состоять из 10 пунктов, как меню, и каждый спортсмен или команда выбирает то, что им на данном этапе наиболее интересно. Это может быть где-то более углубленное присутствие спортивного психолога, где-то более отстраненное, но всегда рядом, всегда в курсе дела. Такая работа должна быть организована, начиная с резерва и заканчивая спортсменами высокой квалификации.