Кашин Василий Борисович 17:49 11/06/2014
Прежде всего, надо подчеркнуть, что политика приоритетного развития отношений с Китаем началась не в последние месяцы и даже не несколько лет назад. Она проводится Россией очень последовательно, начиная с 1992 года, и её непосредственным автором и очень активным сторонником был первый российский президент Борис Николаевич Ельцин. С 1996 года между нашими странами существуют отношения стратегического партнёрства. Уже тогда российское руководство придавало отношениям с Китаем первостепенное значение, хотя реальный торговый оборот на тот момент был ещё очень низким: мы преодолели отметку в 10 миллиардов долларов в год только в начале 2000-х годов. Но уже в те годы российское руководство понимало, что КНР в течение значительной части XXI века будет одной из двух лидирующих на нашей планете держав. Нынешнее российское руководство, то есть президент Владимир Путин, просто последовательно продолжает эту линию. В начале 2000-х, после 11 сентября, мы немного отвлеклись от Китая и попытались сблизиться с США, но эта попытка не удалась, и мы вернулись к нашей старой политике.
Что же произошло после начала острой фазы украинского кризиса и почему началось так много разговоров о сближении с Китаем?
На самом деле всё, что случилось, было ожидаемо и стало продолжением процессов, которые шли долгие годы. Россия столкнулась с консолидированной позицией всех своих крупнейших торговых и экономических партнёров — за исключением одной страны. Только КНР твёрдо отказался принимать участие в любых экономических санкциях против нашей страны и отказался осуждать её на политическом уровне.
Какую роль сейчас Китай играет в нашей торговле? Если мы рассматриваем европейские экономики по отдельности, а не их совокупность в Евросоюзе, то КНР — наш крупнейший торгово-экономический партнёр с оборотом торговли около 90 миллиардов долларов. Это выше, чем, например, с Германией. Если же воспринимать Европу как единую экономику, то тогда мы до сих пор являемся придатком Евросоюза, на который приходится почти 50 % нашего внешнеторгового оборота — это около 400 миллиардов долларов. Тем не менее оборот нашей торговли с Китаем растёт гораздо быстрее, чем с Евросоюзом — в ближайшее время он достигнет 100 миллиардов долларов, есть план к 2020 году довести его до 200. Возможно, этот план даже будет превышен. Таким образом, фактическая поддержка со стороны Поднебесной даёт нашей стране определённую уверенность перед лицом возможных экономических санкций со стороны Запада. Это показатель того, как Китай уже самим фактом своего развития, не предпринимая каких-то особых политических телодвижений, меняет мир. Впервые за очень долгий срок на планете появился отдельный экономический центр и локомотив развития мировой экономики, который политически полностью независим от Соединённых Штатов. Теперь, если какая-либо страна испортила свои отношения с США, уже с 2000-х годов у неё есть альтернативный экономический партнёр — Китай.
Разумеется, в сложившихся в последнее время условиях Россия просто ускорила обсуждение всех тех проектов с КНР, которые и до этого уже планировались. Ведь между началом острой фазы украинского кризиса — свержением Януковича в феврале текущего года — и майским визитом Путина в Китай, который увенчался подписанием целого ряда важных соглашений, прошли считанные месяцы. А на пустом месте создать или задумать что-то большое невозможно. Поэтому, повторюсь, просто была ускорена работа над достижением договорённостей, которые до этого годами обсуждались вне всякой привязки к возможной конфронтации между Россией и Западом. Это обсуждение шло очень постепенно, поскольку и Китай, и Российская Федерация отличаются достаточно жёстким подходом к экономическим переговорам. В рамках того же газового контракта обе стороны боролись за каждый доллар, за каждый пункт условий, поэтому переговоры шли не так быстро, как хотелось бы. Но в итоге были подписаны контракт на поставку сжиженного газа, ряд соглашений по инвестициям в разные сектора российской экономики, включая уголь, производство строительных материалов, промышленность, инфраструктуру. И, что ещё более важно, ожидание санкций и понимание того, что теперь полномасштабная экономическая война с Западом не исключена, привели к комплексу принципиальных решений, которые будут иметь необратимые и долгосрочные последствия.
Что это за решения? Один из примеров — решение о создании национальной платёжной системы. Даже если у нас улучшатся отношения с США, никто не будет ликвидировать уже созданную отечественную систему. Кстати, в качестве партнёра при её создании рассматривается китайская платёжная система China Union Pay. В настоящее время предпринимается ряд мер по переориентации промышленной кооперации на Китай. Для нужд нашей промышленности мы закупаем большое количество материалов, оборудования и комплектующих в западных странах, и в случае крупномасштабных санкций эти закупки окажутся под ударом. На самом деле очень многое из этого уже со вполне приемлемым качеством производится в Китае, так как сейчас он — обладатель самой крупной промышленности в мире. В целом она, конечно, отстаёт от передового уровня, но в огромном промышленном комплексе КНР есть немало сильных, хорошо развитых участков, на которых они даже обгоняют европейцев — и мы вполне можем к этому присоединиться. Нашей страной были запущены новые совместные проекты с китайцами, которые ранее обсуждались, но были сомнения в их целесообразности — например, проект широкофюзеляжного авиалайнера. Существуют перспективы лицензионного производства в Китае самолётов «Суперджет». Также будут предприниматься меры по переводу как можно большей доли нашей двухсторонней торговли на национальные валюты. На самом деле вся необходимая правовая база для торговли в национальных валютах была создана ещё в 2011 году, были подписаны все нужные соглашения. Просто в условиях нормальной политической ситуации не было большой необходимости развивать такую торговлю, и она составляла незначительную долю нашего товарооборота.
Что заставляет Китай поддерживать нас и двигаться к сближению? Китай рассматривается Соединёнными Штатами в качестве основного потенциального соперника на глобальном уровне. Постепенно нарастает напряжённость в отношениях США и Поднебесной, связанная с тем, что Штаты постепенно окружают КНР системой военных союзов и баз в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Экономические интересы Китая распространены по всему миру, ему необходимо присутствовать в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке — и это тоже создаёт ситуацию соперничества с Западом. Китай не может поддерживать развитие своей экономики только за счёт отношений с Россией, но в то же время он очень заинтересован в устойчивых союзнических связях с ней, ведь близкое партнёрство с нами гарантирует невозможность его изоляции. Россия — постоянный член Совета Безопасности ООН, она обладает крупнейшим ядерным арсеналом. И хотя мы, даже переориентировав на Восток весь свой экспорт природных ресурсов, не сможем удовлетворить все потребности китайской экономики, партнёрство с нами Поднебесной жизненно необходимо. Связи с Россией, защищённые от любых санкций с Запада, осуществляемые по континентальным сухопутным транспортным артериям, не доступным для блокады Америкой, существенно повышают энергетическую и ресурсную безопасность КНР. Таким образом, блокада Китая силами США полностью исключается — а ведь работы о победе над Поднебесной с помощью именно этой стратегии уже публикуются и являются обсуждаемой темой в военном сообществе Соединённых Штатов. Сами китайцы сравнивают возможную модель отношений между нашими странами со связью между США и Канадой. Мы для них — устойчивый тыл, гарантированный источник ресурсов, позволяющий при необходимости выдержать любой военно-политический кризис. Поэтому КНР придаёт отношениям с Россией первостепенное значение.
В ходе украинского кризиса Китай не имел возможности формально признать присоединение Крыма к России по одной простой причине: у них есть собственные проблемы, связанные с сепаратизмом. Я имею в виду территорию острова Тайвань, которая с международно-правовой точки зрения является частью КНР, но ею не контролируется. В начале 2000-х годов Демократическая прогрессивная партия Тайваня пыталась проделать то же самое, что было сделано в Крыму — создать правовую базу для проведения на острове референдумов по различным вопросам, а затем в удобный момент организовать референдум о статусе острова. В своё время Китай приложил большие усилия, чтобы это сорвать, и фактически дал жителям Тайваня понять, что проведение подобного референдума и попытка объявления независимости повлечёт за собой войну. Был принят специальный закон о борьбе с сепаратизмом, сделана серия заявлений, которые не оставили китайскому руководству никакого выбора. Поэтому в этой ситуации Поднебесная, конечно, не может признавать какие бы то ни было референдумы по самоопределению. Но во всём остальном китайцы сделали всё, что могли. КНР не осудила Россию, а отметила, что первопричиной создавшейся ситуации является вмешательство стран Запада во внутренние дела Украины и украинская революция, были сделаны заявления о недопустимости санкций и предприняты конкретные шаги по расширению экономического сотрудничества с Россией, в том числе были озвучены планы инвестиций в Крым. Разумеется, в таких условиях Россия пошла на очень быстрое сближение с Китаем. Какие риски это влечёт для нас?
Главным риском является монополизация китайцами наших внешнеэкономических связей. В сфере торгово-экономических отношений КНР — это страна, которая жёстко ведёт переговоры. Однако в целом они следуют принятым на себя обязательствам. Китай — надёжный партнёр, во многих случаях более рациональный и предсказуемый, чем тот же Евросоюз. Особенно ярко это проявилось на переговорах по вступлению России во Всемирную торговую организацию, когда с китайцами удалось договориться гораздо быстрее и конструктивнее, чем с европейцами. Тем не менее, если они окажутся в монопольном положении, то могут начать выставлять условия, совсем не выгодные для нас. Отчасти этот риск можно снять за счёт развития отношений с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, с Японией и Южной Кореей. На данный момент видно, что у Японии просто не было другого выхода, кроме как присоединиться к позиции стран «Семёрки», ввести ограниченные санкции в отношении России и осудить её. Но при этом принятые Страной восходящего солнца меры являются минимальными, вынужденными и не доставляют японцам никакого удовольствия. В целом они нацелены на развитие экономических отношений с нами, и в последние годы это было одним из приоритетов японской внешней политики. Южная Корея же просто не намерена участвовать ни в каких санкциях и заявляет, что её эта ситуация не касается.
Надо отметить, что, в отличие от Европы, в Азиатско-Тихоокеанском регионе у нас ни с кем нет серьёзных противоречий. Даже США в своей политике в этом регионе намного более позитивно настроена по отношению к России, чем в ситуации, когда речь идёт о постсоветском пространстве или Европе. Штаты совершенно не заинтересованы в том, чтобы Россия становилась в полную зависимость от КНР, поэтому они не будут слишком сильно мешать развитию наших экономических связей с новыми индустриальными экономиками Азии, в том числе с Японией. Поэтому можно ожидать, что в ближайшие годы наряду с углублением отношений с Китаем наша страна продолжит курс на активизацию нашей дипломатии и экономических связей с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Всё это в сумме, я думаю, будет иметь благотворные последствия для развития России. Потому что старая модель, в которой мы привязывались только к европейской экономике — не особенно динамичной и страдающей от многих проблем, мешала развитию наших территорий за Уралом, сковывала нашу экономическую активность и вела к росту рисков. Будущее — за Азией, а не за Европой. Территория Евросоюза постепенно превращается в стратегическую периферию, а все вопросы будущего мира будут решаться в Южной и Восточной Азии, поэтому нам надо присутствовать в этих регионах. Я бы даже сказал, что хорошо, что этот кризис случился — он заставит нашу страну уделять гораздо больше внимания внешней политике на азиатском направлении.