Камалов Мурад Нуриевич 16:03 07/05/2014
Тут не написано, сколько это продолжается — месяц или год, но по описанию это как раз состояние, близкое к синдрому хронической усталости. Нет указания на какое-либо заболевание — например, диабет или гормональные нарушения, и сон становится превалирующим состоянием. Единственное, что надо исключить на всякий случай — это нарколепсия, такое состояние, когда на человека внезапно наваливается непреодолимое желание уснуть в самые неожиданные моменты — например, во время трудовой деятельности. Это самостоятельное заболевание, практически неизлечимое. Если это не оно, то это может быть «синдром выходного дня», когда человек перерабатывает в течение рабочей недели, и отойти от этой переработки за свободное время он не может — и ему плохо, хотя, казалось бы, он должен отдыхать, идёт своеобразная компенсация за счёт выходных дней. В таком случае надо понять, что отнимает силы в процессе работы. Я думаю, что как раз здесь могут помочь лёгкие препараты, которые поддерживают человека и создают хороший баланс между дневным и ночным временем — например, это лекарства на основе гормона меланина. Также немаловажна и физическая активность, но об этом, конечно, нужно говорить подробнее в отдельной беседе.
AIF.RU Ведущий конференций 16:03 07/05/2014
В настоящее время многие люди любят говорить: «Ах, у меня депрессия» или «Ах, у меня синдром хронической усталости». Вам не кажется, что некоторые «заболевшие» просто начитались ненужной информации и сами себя накручивают?
Камалов Мурад Нуриевич 16:03 07/05/2014
Вполне может быть — и такое есть. Прочтя одно из присланных читателями писем, я подумал, что, если бы этот человек не знал о существовании подобного заболевания, он бы не переживал по этому поводу. Глядя на окружающих, многие начинают выискивать у себя отсутствующие на самом деле симптомы. «Как же — у пяти подруг депрессия, а у меня её нет! Собачка мне уже надоела, и теперь вместо неё я заведу себе маленький депрессивный синдром!». Я иронизирую, конечно. Но зачастую ход событий разворачивается следующим образом: сперва — диагноз (нередко — вымышленный), а потом уже — болезнь. А найти у себя симптомы СХУ — нежелание идти на работу, утомляемость от того, что делаешь нелюбимое дело, раздражительность — проще простого.
AIF.RU Ведущий конференций 16:05 07/05/2014
Читая поступившие в редакцию письма, я отметила одну тенденцию — много вопросов от совсем молодых людей, которым 21–22 года. Неужели молодой организм больше подвержен этому синдрому?
Камалов Мурад Нуриевич 16:05 07/05/2014
В пожилом возрасте больше болезней, которые объективно вызывают усталость, и никто уже не может быть таким же активным, как в 20 лет. А в молодом возрасте многие вялотекущие психические заболевания, например маскированная депрессия (не та, о которой пишут в журналах, а реальная), — могут длительное время выражаться именно в проявлениях СХУ — и больше ни в чём. Многие психические заболевания начинаются в позднеподростковом и молодом возрасте — поэтому к жалобам молодых следует быть очень внимательными. Казалось бы, молодой возраст пациента даёт повод врачу слегка скептически относиться к его недовольству своим здоровьем — а на самом деле его симптомы могут оказаться первыми предвестниками достаточно серьёзного заболевания. Поэтому синдром хронической усталости может наблюдаться у человека в течение 2–4 лет, а потом уже появляются реальные жалобы и диагноз — но может быть уже поздно. Это касается, в частности, и случаев немотивированной агрессии. Ища их причины в прошлом правонарушителя, обнаруживают, что человек уже несколько лет жаловался на ухудшение состояния, но никто не обращал внимания, потому что всё это происходило очень медленно и постепенно, и он не обращался к врачу. А потом — вот такой эксцесс, и выясняется, что у правонарушителя — реальный диагноз. Очень важно быть начеку, потому что жаловаться для молодых — всё же нехарактерно.
AIF.RU Ведущий конференций 16:05 07/05/2014
Кто находится в «группе риска», которой СХУ грозит с наибольшей вероятностью?
Камалов Мурад Нуриевич 16:05 07/05/2014
Прежде всего, это «люди, живущие не своей жизнью». Позволю себе дать им такую литературную характеристику. В первую очередь это касается «не своей жизни» в личностном, персональном, семейном плане. Человек не осознал свои реальные потребности в плане общения, в плане самореализации и делает то же, что и другие — или то, что ему навязали извне. И чем дольше это продолжается — «не с тем человеком живу, не той работой занимаюсь, не те отношения выстроил с близкими людьми, а делаю, как другие мне говорят», — тем «плодороднее» почва для возникновения синдрома хронической усталости.
AIF.RU Ведущий конференций 16:05 07/05/2014
Возможно ли помочь самому себе в такой ситуации или нужно обращаться к специалисту? И к какому именно?
Камалов Мурад Нуриевич 16:06 07/05/2014
Моя точка зрения заключается в том, что возможности человека настолько колоссальны — и психологические, и физические, что помощь себе самому — это основа всего. Даже квалифицированная помощь извне — это поддержка человека в его собственном стремлении излечиться. Всегда нужен кто-то, кто тебя поддержит, эдакое «позитивное иждивенчество». Я знаю много людей, которые ходят к хорошему психологу, и я вижу, что на самом деле он им не нужен — они и собственными силами могли бы справиться с ситуацией. Но они готовы тратить время и деньги на то, чтобы снять с себя ответственность за принятие решений и собственную активность и переложить её на специалиста. Ну, у нас специалистов хватает, почему бы это не сделать? А в большинстве случаев всё можно сделать самому. Однако процесс уже запущен — сначала были те, кто навязал мне неправильную жизнь, затем я найду того, кто мне скажет, как жить теперь, — но самого себя я об этом спросить боюсь. Страх перед собственными решениями — характерное свойство таких людей.
AIF.RU Ведущий конференций 16:06 07/05/2014
Некоторые из наших читателей признаются, что находятся в угнетённом состоянии по 6–7 лет. Есть ли у таких людей шанс выбраться и победить недуг?
Камалов Мурад Нуриевич 16:06 07/05/2014
Если в течение такого длительного срока в жизни человека происходили различные события — встречи, расставания, новые впечатления, смена работы и отдыха, но он всё это время находится в подобном состоянии, то это уже не синдром хронической усталости как таковой, а какое-либо другое заболевание. Потому что синдром хронической усталости имеет преходящий характер. Так же как и реактивная депрессия — допустим, у кого-то случилось тяжёлое событие в семье, и он от нескольких месяцев до полугода его переживает, а затем с помощью друзей или самостоятельно выходит из этого состояния. Реактивная депрессия может случиться с каждым. Но бывает маскированная эндогенная депрессия, имеющая внутреннюю природу: «мне плохо потому, что плохо». Она приходит не потому, что человек недоволен своей работой или партнёром, а просто так, когда в жизни ничего плохого и не происходит. Это уже, скорее всего, основание для диагноза. Когда мы говорим о многолетних состояниях, то надо обращаться к специалисту, здесь уже вытащить себя, как Мюнхгаузен, за волосы не получится.