Максимов Андрей Маркович 13:42 20/07/2012
Мы должны договориться с вами со всеми, что интервью – это самый главный жанр жизни, а не жанр журналистики, что 80% нашего общения, по исследованиям американских ученых, это интервью, то есть это такая форма беседы, когда мы получаем какую-либо информацию от своего собеседника: от ребенка, у которого мы хотим узнать, как он учится; от любимой женщины, у которой хотим узнать, любит она нас или нет; от начальника, у которого хотим узнать, будет ли повышена зарплата и т.д. Это все интервью. Все виды вопросов, которые мы можем задать человеку, делятся на две части: вопросы, которые заставляют думать, и вопросы, которые заставляют вспоминать. Вопросы, которые заставляют вспоминать, размягчают человека, потому что, как говорил Пушкин: «Воспоминания есть лучшая способность нашей души». Но вопросы, которые заставляют вспоминать, как правило, не дают нам никакой информации, но размягчают собеседника. Вопросы, которые заставляют нас думать, дают информацию, но не размягчают собеседника. Поэтому, если вы хотите расположить к себе человека, то, конечно, нужно задавать вопросы, которые будут заставлять его вспоминать, то есть будут заставлять его говорить о чем-то приятном и важном.
При этом нужно помнить очень важный момент, о котором очень редко говорят, - в беседе никогда нельзя налаживать контакт, потому что контакт – это результат разговора. Я привожу такой пример. Когда два человека несут бревно, то между ними есть контакт, потому что они делают одно общее дело. Между мной и оператором, который меня сейчас снимает, есть контакт. Мы его не налаживали, но у нас есть контакт, потому что мы делаем одно дело. Если вы хорошо ведете разговор, то контакт возникнет сам собой. Если вы начнете налаживать контакт, то начнете говорить всякие глупости. Как вы будете налаживать контакт? Вы начнете хотеть нравится своему собеседнику, начнете говорить ему комплименты, всякие хорошие слова. Никогда не известно, как человек отреагирует на ваш комплимент. Ко мне пришла студентка, которая пишет диплом, где про меня есть большой кусок. Она пришла брать интервью. Первое, что она сказала: «Андрей Маркович! Какие у Вас красивые волосы!». Тут же захотелось ее выгнать. Поэтому когда вы начинаете налаживать контакт в начале беседы, это очень серьезная ошибка. У вас может ничего не получиться. Начинать разговор лучше с тех вопросов, которые заставят человека вспоминать, немного его размягчат, и дальше уже переходить к сути. Если есть время, никогда не надо начинать беседу сразу с сути, потому что это заставит человека думать.
Я сейчас говорю еще раз не о журналистике. Если вы хотите выяснить у жены, где она была вчера вечером, не надо начинать разговор с вопроса «Где ты была вчера вечером?». Это приведет только к скандалу, ничего хорошего из этого не получится. Этот вопрос должен заставить ее думать, не просто вспоминать, где она была, но и думать, то есть к этому вопросу надо подвести. Если вы хотите узнать у ребенка, прогуливает ли он школу, бесполезно спрашивать его об этом в лоб. Понятно, что он начнет врать. Надо к этому вопросу подвести с помощью чего-то, что его размягчит и сделает его существование приятным. Задавая серьезный, важный вопрос, вы всегда ставите перед человеком проблему. Я прихожу к Вам в «Аргументы и факты» и Вы начинаете мне сходу задавать серьезные вопросы. Вы сразу ставите передо мной проблему, как мне объяснить людям то, что я хочу объяснить. Я готов решать эту проблему, у нас все в порядке. А если я не готов решать эту проблему, я начинаю злиться и кипятиться.
Для того, чтобы человек вам раскрылся, надо сделать для начала самое главное. То, чего никто никогда не делает или делает крайне редко – этот человек в данный момент должен стать центром вашего мира. Например, если вы разговариваете с человеком и у вас звонит мобильный телефон, вы никогда не получите контакта. Если вы разговариваете с человеком в ресторане и вас ужасно интересует еда, или интерьер, или вам ужасно понравилась официантка и вы бесконечно следите за ее ногами, вы никогда не получите контакт.
Первое и самое главное – никакое общение не может быть походя. То, что мы делаем очень часто и бесконечно. Мы прибегаем к человеку и говорим, что у меня есть 10 минут. Расскажите про Вашу жизнь. Человек не будет этого делать. Я не могу сейчас, отвечая на Ваши вопросы, рассказать всю систему, которая, мне кажется, у меня есть, но могу сказать про самое главное. Если мы делаем человека центром нашего мира, почти всегда он что-то важное и интересное нам расскажет, потому что у нас есть много разных потребностей, которые нам необходимо удовлетворять: есть, пить, заниматься сексом и т.д. Среди этих потребностей у нас есть потребность, которая не называется одним словом. Смысл ее в том, что каждый из нас хочет ощутить внимание мира. Любой человек. Это такая же потребность, как все вышеперечисленные. Но для одного внимание мира – это глаза любимого человека (человек на него смотрит и ему кажется, что мир на него смотрит), а другому необходимо, входя в вагон метро, привлекать к себе внимание, а третьему совершенно необходимо, чтобы коллеги по работе его заметили. Но эта потребность есть у всех. Поэтому когда человек приходит с вами общаться и вы делаете его центром мира, то удовлетворяете эту его потребность. Вы его кормите вкусной едой, грубо говоря, поэтому естественно он сразу будет к вам расположен.