Грачева Елена 10:31 28/04/2012
Родители являются законными представителями. Они представляют интересы детей, они могут в интересах ребенка предъявлять требования к туроператору.
AIF.RU Ведущий конференций 10:32 28/04/2012
А что касается оказания медицинской помощи за рубежом? В принципе страховки все прописаны. Если человек едет куда-то, то туроператор заключает медицинскую страховку на обслуживание, но бывают случаи, когда человек, допустим, ломает руку, ему оказывают первую помощь, но лечение, которое ему нужно в ближайшие 2-3 дня не оказывают, просят доплатить деньги. Он должен обратиться к туроператору за помощью или заплатить самому, а потом отсудить эти деньги?
Грачева Елена 10:32 28/04/2012
Он должен обращаться в страховую компанию, потому что у него должен быть полис и страховая компания должна эти вопросы решать. Обязательно надо уточнять страховой ли это случай, собирать документы, связанные с расходами, если будут требовать оплаты. Но обязательно надо обращаться напрямую в страховую компанию и ставить в известность туроператора.
AIF.RU Ведущий конференций 10:33 28/04/2012
А если российские туристы попали где-то в нестандартную ситуацию, туроператор разорен, денег нет, они обращаются за помощью в посольство. Это уже посольство решает с туроператором вопросы или с кем-то еще? На каком уровне это происходит?
Грачева Елена 10:33 28/04/2012
По факту государство пытается своих граждан вывезти, не оставлять же их там. А вообще гражданам лучше брать с собой кредитки, брать с собой наличные, чтобы не оказаться в такой ситуации.
AIF.RU Ведущий конференций 10:33 28/04/2012
А как быть туристам, которые, допустим, стали жертвами ограбления, или стали свидетелями какой-то катастрофы, или попали в тюрьму? Что им делать, в посольство обращаться или свидетелей искать?
Грачева Елена 10:33 28/04/2012
Конечно в посольство обращаться.
AIF.RU Ведущий конференций 10:34 28/04/2012
Бывали такие случаи, когда туроператоры отказывались помогать, если человек попал в тюрьму, утверждая, что если попал в тюрьму, значит было за что. Должен туроператор помогать в таких случаях своим клиентам, предоставить юриста или еще что-то?
Грачева Елена 10:34 28/04/2012
Нет, туроператор не должен предоставлять юриста. Обычно родственники ищут адвоката. Задача туроператора достаточно проста: забронировать отель, оплатить его, авиабилеты, экскурсии и т.д. Туроператор ни в коей мере не несет ответственности за действия правоохранительных органов в стране пребывания, он не должен предоставлять адвокатов.
AIF.RU Ведущий конференций 10:35 28/04/2012
А в ситуации, когда туристы, ехавшие на экскурсию, попадают в автокатастрофу, кто помогает? Иностранное государство?
Грачева Елена 10:35 28/04/2012
Обычно решается по законодательству места причинения вреда. Соответственно общее правило – причинитель вреда отвечает.
AIF.RU Ведущий конференций 10:36 28/04/2012
Туроператор заключает же контракты с перевозчиками, которые везут на экскурсию. От кого требовать компенсацию за лечение, если человек получил травму в автокатастрофе?
Грачева Елена 10:36 28/04/2012
Это зависит от того, входила ли эта экскурсия в тур. Если экскурсия входила в тур, то ответственность несет туроператор. Если экскурсия приобреталась на месте, то ответственность несет тот, у кого она приобреталась по законодательству места причинения вреда. Надо смотреть также, в связи с чем возникла эта авария, эти обстоятельства тоже надо изучать.
AIF.RU Ведущий конференций 10:36 28/04/2012
Россияне, которые едут отдыхать, конечно не готовятся попасть в какую-то нестандартную ситуацию, они не подготовлены и, можно сказать, юридически неграмотны. Стоит ли людям брать с собой на всякий случай Закон о защите прав потребителя, готовиться фотографировать номер, если он им не подошел, то есть граждане должны сами контролировать качество услуг или надеяться, что им повезет и попадется хороший туроператор?
Грачева Елена 10:36 28/04/2012
Сознательные люди свои права изучают, хотя бы минимально. Надеяться, что кто-то будет решать эти вопросы, пожалуй, не надо. Да, надо фотографировать, надо документировать. Надеяться на то, что поверят на слово, не надо. Надо пытаться максимально возможные доказательства собрать.
AIF.RU Ведущий конференций 10:37 28/04/2012
А Закон о защите прав потребителей все-таки изучить стоит перед поездкой?
Грачева Елена 10:37 28/04/2012
Закон о защите прав потребителей стоит изучить не только относительно туроператоров. Это один из законов, который касается каждого человека.
AIF.RU Ведущий конференций 10:39 28/04/2012
Мне неоднократно приходилось разъяснять людям в статьях, что они должны предпринять, чтобы вернуть свои деньги, какие первые шаги надо сделать, чтобы начать судебное разбирательство. Хотелось бы узнать из Вашей практики о сроках судебного разбирательства. Когда суд вынесет решение: через месяц, полгода, год?
Грачева Елена 10:39 28/04/2012
В гражданско-процессуальном кодексе установлен срок 2 месяца. Ранее в эти сроки обычно не укладывались и 2 месяца равнялось 2 годам, но сейчас очень хотят укладываться в сроки и это занимает даже менее, чем полгода, разбирательство может пройти и за одно заседание, максимум за два. Единственное, что к этим заседаниям надо максимально подготовиться и думать о том, что следующего заседания, возможно, не будет. Естественно потом идет этап обжалования, если кого-то не устроило решение, апелляция. Сейчас по новому порядку гражданско-процессуального кодекса те доказательства, которые вы не представили в первую инстанцию, во вторую инстанцию вы представить не можете.
AIF.RU Ведущий конференций 10:40 28/04/2012
А сейчас в Обществе защиты прав потребителей много судебных исков и претензий к туроператорам по внутреннему отдыху?
Грачева Елена 10:40 28/04/2012
Они есть, не очень много, но это одно из нередких направлений.
AIF.RU Ведущий конференций 10:41 28/04/2012
То есть люди стараются отстоять свои права и возможно это является регулятором отрасли?
Грачева Елена 10:41 28/04/2012
Да, я согласна с тем, что это именно регулятор отрасли. Как я уже говорила по поводу кают на теплоходе, там компания не уведомляет, с чем связаны неудобства. Цена меньше, с чем это может быть связано? Может быть там матросы собираются, может быть там место для курения, может быть, как было у моих клиентов, какая-то шахта и у них все время было как в сауне. Компания об этих особенностях не сообщает, а особенности могут быть разные у кают одной ценовой категории. Так вот я думаю, что после судебного решения, там взыскали по 20 тысяч морального вреда в пользу каждого истца, практика будет изменена. Они должны представлять полную информацию, человек должен ориентироваться и знать, за что он платит.
AIF.RU Ведущий конференций 10:42 28/04/2012
А претензий больше по внутреннему отдыху к турам на теплоходах или экскурсиям на автобусах?
Грачева Елена 10:42 28/04/2012
К внутреннему отдыху претензий не много, не знаю, с чем это связано. В основном претензии к отдыху международному.
AIF.RU Ведущий конференций 10:42 28/04/2012
Спасибо большое за интересную беседу! До свидания!