Примерное время чтения: 28 минут
2032

Алексей Архиповский: под его балалайку танцует вся Европа

В конференции участвуют: Архиповский Алексей

Он с девяти лет играет на балалайке. И, пожалуй, как никто другой, может управляться с этим инструментом, извлекая поистине симфоническое звучание всего из трех струн. В марте 2011 российская книга рекордов присвоила Алексею Архиповскому звание «Лучший в мире балалаечник». Со своими выступлениями он объездил полмира, одинаково успешно собирая залы в России и за рубежом. Это о нем говорят - Паганини русской балалайки, ведь именно Архиповскому удалось доказать, что инструмент, ассоциирующийся у большинства с незатейливыми русскими народными мелодиями, может извлекать звучание арфы, клавесина и банджо.
2 ноября  Алексей Архиповский побывал в студии AIF.RU.

 

Ответы:
Архиповский Алексей 18:16 02/11/2011
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! В эфире «АиФ-онлайн». Меня зовут Марина Маркелова и сегодня у нас в гостях музыкант, балалаечник, виртуоз Алексей Архиповский. Здравствуйте! Архиповский: Здравствуйте!
Вопрос:Оля Т 07:27 31/10/2011
Уважаемый Алексей, как вы пришли к тому, что поняли насколько балалайка многогранный инструмент?
Ответы:
Архиповский Алексей 19:02 02/11/2011
Пришел случайно. Родители отдали в музыкальную школу, где я не потянул аккордеон, и меня пригласили в класс балалайки, где буквально после второго занятия я безумно влюбился в этот инструмент. Достаточно быстро начались какие-то успехи. Большой интерес был к тембру инструмента, к его возможностям. Сначала было исполнение академической музыки, то, что мне предлагали в нотах играть. После того, как я получил первую премию на Всероссийском конкурсе, я играл в Смоленском русском народном оркестре под руководством великого маэстро-дирижера Дубровского Виктора Павловича, который многому меня научил. Это была большая школа. И так сложилось, что во время этих концертов, мне давали некоторое время, когда я один на один был с публикой, с этого начались мои сольные эксперименты. Постепенно понадобилось больше времени, люди стали просить еще и еще. Со временем была подготовлена отдельная программа, и этот жанр сольной балалайки мне стал еще более интересен.
Вопрос:Маша Питер 09:24 31/10/2011
Добрый день, Алексей, скажите пожалуйста, а на какой балалайке вы играете, она должна быть очень особенной:)?
Ответы:
Архиповский Алексей 19:01 02/11/2011
Инструмент – это очень важная часть музыканта. Это некий орган, живой совершенно. Чтобы найти свой, родной, любимый, единственный, усилия пришлось приложить, и поиски продолжаются. У меня два инструмента. Первый, основной, на котором я играю концерты, это инструмент 1928 года рождения, работа мастера Галиниса из Санкт-Петербурга. Второй инструмент мастера Семена Ивановича Налимова, 1902 года рождения. Первый я называю Степаном, он мне шепнул свое имя. Такой здоровый, добротный, все выдерживает. Ездит много, нагрузка большая, пока справляется.
Вопрос:Гена 10:56 31/10/2011
Под его балалайку танцует вся Европа, а под европейскую "балалайку! танцует вся Россия...
Вопрос:Нина Константиновна 12:55 31/10/2011
Алексей, вас не огорчает тот факт, что в родной стране вас любят меньше, чем за границей! Возможно, надо начинать с малого- прививать любовь к своей культуре и корням и тогда мы сможем поднять страну!
Ответы:
Архиповский Алексей 19:04 02/11/2011
Я бы не сказал, что это правда. Мы сейчас вернулись из дальневосточного тура, где собирались тысячные залы. Я не думаю, что у нас любят меньше. Я бы сказал, что наоборот.
AIF.RU Ведущий конференций 19:05 02/11/2011
Как публика отличается у нас и за рубежом?
Архиповский Алексей 19:05 02/11/2011
Наши более голодные, европейская публика более избалована. Российскую публику уже, наверное, настолько загнобили попсой, что она радуется, наверное, просто необычности концерта, где нет фонограммы, и все достаточно честно.
AIF.RU Ведущий конференций 19:06 02/11/2011
Спасибо большое. Наши вопросы подошли к концу. Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нашим зрителям, которые смотрели нас сегодня.
Архиповский Алексей 19:06 02/11/2011
Я желаю, чтобы каждый из зрителей, которые смотрят эту передачу, пришли к своему родному делу, которое у них получается, и занимались только им. Это было бы прекрасно и тогда не нужно никаких усилий и особого труда, все будет получаться само по себе.
AIF.RU Ведущий конференций 19:07 02/11/2011
Спасибо большое, Алексей, что пришли к нам сегодня. Желаем Вам успехов и только успехов. До свидания!
Вопрос:Иван Алексеевич 15:57 31/10/2011
Уважаемый Алексей, а у вас можно поучиться мастерству игры на балалайке? и такой еще вопрос, у вас самого была тяга именно к этому инструменту или вас родители отдали в музыкальную школу? Меня вот в детстве мама с папой завербовали в музшколу по классу баян, до сих пор ненавижу этот инструмент, мне кажется, что если бы мне в то время предоставили выбор, то все сложилось бы иначе.
Ответы:
Архиповский Алексей 19:04 02/11/2011
Педагогической деятельностью специально я не занимаюсь. В интернете можно посмотреть, что я играю, как играю, есть даже какой-то мастер-класс на каком-то из каналов. Их можно найти в интернете, посмотреть и поучиться, если есть желание. На самом деле я думаю, что учеба музыкантов состоит не столько из того, чтобы смотреть, как это делают другие, сколько копание в себе, своих возможностях. Тело само скажет, как правильно делать.
Вопрос:DJ Сова 17:09 31/10/2011
Алексей вы не думали о совместной работе с каким-нибудь современным DJ? Мне довелось услышать прекрасные сеты на виолончели совместно с электронной музыкой, было просто супер!!!
Ответы:
Архиповский Алексей 19:00 02/11/2011
Возможно придет некое время, когда это будет для меня интересно. На самом деле на олимпиаде в Ванкувере был какой-то вечер и мы попробовали этот жанр. Это может быть действительно очень популярная история, но, к сожалению, я пока не имею времени и возможности заниматься этим. Мне интересно то, что я делаю сам.
Вопрос:Светочка Можаева 22:01 31/10/2011
Алексей, не знаю почему, но мужчины с гитарой пользуются у женщин особой популярностью, распространяется ли данная тенденция на мужчин с балалайкой:)?
Ответы:
Архиповский Алексей 18:58 02/11/2011
Наверное, да (смеется). Поскольку приходят после концерта девушки.
AIF.RU Ведущий конференций 18:59 02/11/2011
А приходится играть в кругу семья на гитаре, на балалайке или раньше для девушек?
Архиповский Алексей 18:59 02/11/2011
Соблазнял я девушек раньше гитарой конечно, бардовские песни и прочие нехитрые приемы. Балалайка требует уже большего внимания и серьезности.
Вопрос:О Щеголихина 22:07 31/10/2011
Уважаемый Алексей, если бы Министр Культуры обратился к вам с вопросом: Как помочь русской культуре поселиться в сердцах нашей молодежи, чтобы вы ответили ему? С уважениме, О.Щеголихина
Ответы:
Архиповский Алексей 18:58 02/11/2011
Наверное, это во многом зависит от средств массовой информации, которые сейчас, по моему мнению, игнорируют этот пласт культуры. Ну и конечно от музыкантов. Здесь круг складывается. Поскольку на официальном уровне это не приветствуется, не развивается, поэтому естественно находится несколько на отшибе. Занимаются этим только подвижники, фанаты этого дела, люди, которые этим живут. Если бы государство обратило на это внимание и помогло хотя бы в том, чтобы они стали известны, было бы хорошо. Не секрет, что в Москве есть мастера, которые играют, поют, исполняют истинно этническую музыку: Сергей Старостин, Сергей Клевенский, Иван Смирнов, ансамбль «Сирин» Андрея Котова, Таисия Краснопевцева, но, к сожалению, они для узкого круга аудитории. Я благодарен телеканалу «Культура» и интернету, которые помогли мне в том, что меня увидели и услышали.
Вопрос:Виктория Д 22:37 31/10/2011
Алексей, почему Вы не выступаете в русских-народных костюмах? Это прекрасно бы подчеркивало Ваш образ, тем более сейчас этот стиль очень модный.
Ответы:
Архиповский Алексей 18:56 02/11/2011
Как-то я не вижу на улице такой моды. Поскольку я не нахожусь в среде народной музыки, я не вижу смысла представлять некую идеологию, которая растет оттуда. Само присутствие балалайки мне кажется достаточным, чтобы оправдать этническую сторону этой музыки.
Вопрос:Олеся Малинина 07:58 01/11/2011
Добрый день, почему вас признала только российская книга рекордов, а за граничная что же?
Ответы:
Архиповский Алексей 18:53 02/11/2011
На самом деле я не совсем понимаю, по каким заслугам или какой рекорд я поставил, поэтому не понятно, достижения в чем?
AIF.RU Ведущий конференций 18:54 02/11/2011
То есть Вы сами не писали заявку?
Архиповский Алексей 18:54 02/11/2011
Я не писал заявку и не участвовал в этом процессе. Мне просто сообщили, что я оказывается уже какой-то чемпион.
Вопрос:Сибирячка Юлия 09:13 01/11/2011
Здравствуйте Алексей. Вас называют Паганини русской балалайки были ли в вашей жизни экстремальные ситуации, когда, как у вас, как у маэстро рвалась струна, но вы продолжали играть не смотря ни на что, или случись такая ситуация с балалайкой, вам в любом случае пришлось бы прекратить концерт? PS: Спасибо за творчество!
Ответы:
Архиповский Алексей 18:56 02/11/2011
Да, было. Я просто доиграл это произведение и попросил зрителей подождать, пока я натяну эту струну. У меня еще сложней история, поскольку у меня их всего 3 и две из них одинаковые. Паганини сделал из этого интересную «фишку», я бы сказал. Один раз у него так получилось. К нему подошла графиня и предложила ему попробовать сыграть на одной струне. Он принял этот вызов, и на следующий день натянул посередине одну виолончельную струну, на которой и исполнил произведение, придуманное за ночь.
Вопрос:Ирина А 10:20 01/11/2011
Алексей, Вы ставите перед собой просветительские цели?
Ответы:
Архиповский Алексей 18:48 02/11/2011
Специально нет, только если получается в процессе концертов. Я смотрю, все больше и больше людей приходят на концерты, действительно интересующихся этим инструментов, что очень радует.
Вопрос:Анна С 10:21 01/11/2011
Вы побеждали во многих конкурсах, много гастролируете, собираете залы, но я не нашла так уж много ваших интервью. Пресса вас не жалует? Как думаете, с чем это связано?
Ответы:
Архиповский Алексей 18:49 02/11/2011
На самом деле в каждом городе, в котором происходит концерт, всегда приходит телевидение, радио. Мы никому не отказываем.
AIF.RU Ведущий конференций 18:50 02/11/2011
А для интервью Вас часто приглашают какие-то журналы, газеты?
Архиповский Алексей 18:50 02/11/2011
Смотря с чем сравнивать, наверное. Достаточно часто, особенно последнее время.
Вопрос:Полина П 10:21 01/11/2011
Вас сравнивают с Джимми Хенриксом. А как сами считаете, есть что-то общее?
Ответы:
Архиповский Алексей 18:49 02/11/2011
С кем только меня не сравнивают на самом деле. И Паганини был, а последнее сравнение было довольно странным. Журналист BBC делал передачу про балалайку и ему так понравилось сочетание Паганини – Патматини, несколько раз повторил. Сравнение есть сравнение. Что я должен гордиться этим? Я надеюсь придет время, когда будут говорить: «О! Он играет, как Архиповский!» Будет, наверное, приятно.
Вопрос:Марина Р 10:22 01/11/2011
Молодежь не сильно почитает русскую народную музыку, считает ее более подходящей для старшего поколения. Вы как-то с этим боретесь?
Вопрос:Елена Кунаева 10:22 01/11/2011
А бывает такое, что к балалайке несерьезно относятся? Например, когда выступать выходите.
Ответы:
Архиповский Алексей 18:55 02/11/2011
Знаете, раньше это больше проявлялось. Раньше иногда собирался зал и редко был полный, поскольку люди приходили, заведомо представляя, ну что можно на балалайке сыграть, фольклор какой-нибудь, «Калинку-малинку», ну может кто-нибудь из мастеров может пощипать за струны души, но это редкие знатоки. А я не играю народные песни, я играю свой собственный материал, я его сам придумываю, сам создаю, там есть элементы джазовой импровизации, какие-то роковые намеки, что-то из классической и популярной музыки, такой калейдоскоп, где играет одна балалайка.
Вопрос:Сонечка 10:23 01/11/2011
Я знаю, что балалайка – инструмент с богатой историей. Можете рассказать несколько удивительных фактов об инструменте?
Ответы:
Архиповский Алексей 18:52 02/11/2011
Интересный вопрос. Как ни странно, этого инструмента еще не было при Вещем Олеге. Первое упоминание о балалайке в письменных летописях относится к 1648 году, когда вышел указ о преследованиях скоморохов и их инструментов. Далее балалайка упоминается в рукописях Петра Первого, где он описывает его как народный инструмент калмыков. Князь Потемкин очень любил балалаечников, был такой Хандошкин, который играл на скрипке, но любил и на балалаечке поиграть, причем балалаечка у него была сделана из тыквы, оклеенной битым хрусталем. Описывают некий волшебный звук этой балалайки. Основная документальная история балалайки началась в 19 веке, когда Василий Васильевич Андреев обратил внимание на этот инструмент и воссоздал его как бы заново, потому что это было что-то такое народное, вместо ладов там были завязочки, не очень совершенный инструмент был для исполнения любой музыки, скорее для частушечки, для наигрышей использовался, наверное. Потому что трудно сказать, что они играли, не осталось ничего. Строев этого инструмента тоже было много, я так понимаю, в каждой деревне настраивали ее так, как было удобно. Андреев сначала создал инструмент из добротных пород дерева вместе с Налимовым Семеном Ивановичем, нашим Страдивари балалайки, чьи работы до сих пор ценятся по своим звуковым качествам, и организовал первый балалаечный оркестр, с которым проехал и по России, и за рубежом. В каждом лицее, в офицерских корпусах был свой народный оркестр, где играли на балалайках, учились, это было модно даже.
AIF.RU Ведущий конференций 18:52 02/11/2011
Продолжая тему материалов, из тыквы ее делают, из дерева, а из чего еще? Есть еще какие-то необычные балалайки?
Архиповский Алексей 18:52 02/11/2011
Самое необычное, что я слышал, сейчас пытаются сделать некую электрическую балалайку по типу электрогитары.
Вопрос:Наталья Качура, Израиль 16:47 01/11/2011
Алексей, вопроса у меня нет, есть слова восхищения и признателности: бывшая флейтистка, я к народным инструментам относилась с улыбкой всегда. А в Израиле отдала своих сыновей... на балалайку!)) Твоя "дорога домой" и "Дождик", да и все твои клипы - часто звучат у меня дома. Летом была в Москве, у хорошо знакомых с тобой людей, в гостях - страшно сожалею, что не нашли тебя в ту неделю, засвидетельствовала бы своё восхищение лично - и твоей игрой, и твоими человеческими качествами.
Ответы:
Архиповский Алексей 18:38 02/11/2011
Я счастлив, что этот инструмент вдруг стал более заметным, поскольку после развала Союза народные инструменты ушли в подполье какое-то, их не видно, трудно определить по телевидению национальность людей, которые живут в стране, не представлена совершенно этническая музыка. Это вызывает сожаление. Меня каждый раз радует, когда на концерт приходят молодые люди, причем разных форматов: и рокеры, и джазмены. То, что народные инструменты только для старшего поколения, это мнение идет еще с советских времен, когда балалайка несла еще некую политическую окраску, играя в псевдо-народную историю, поскольку это несколько другое народное творчество, чем оно было до 1917 года.
AIF.RU Ведущий конференций 18:41 02/11/2011
А в чем отличие?
Архиповский Алексей 18:41 02/11/2011
Отличие кардинальное. Псевдонародное творчество было придумано в начале советских времен. Настоящее народное творчество было несколько забыто и отодвинуто. Настоящая корневая русская этномузыка испытывала трудности, как это часто у нас бывает, то есть инструментальное творчество было совсем слабенько развито, вернее развито оно было прилично, но затиралось официальной властью.
AIF.RU Ведущий конференций 18:42 02/11/2011
То есть они звучали по-другому?
Архиповский Алексей 18:42 02/11/2011
Никто не знает, как они звучали, потому что еще с тех времен , когда царь Алексей Михайлович издал указ, по которому были преследования скоморохов и сжигались подобные инструменты: балалайки, домры, гудки, и музыканты, которые играли на этих инструментах приравнивались к волхвам, инструменты собирались в огромные кучи и прилюдно сжигались, а музыкантов – батогами и в ссылки.
AIF.RU Ведущий конференций 18:46 02/11/2011
Почему тогда у советской власти появилась идея возродить балалайку, и не как-нибудь, а ради идеологии?
Архиповский Алексей 18:46 02/11/2011
Это был ход, чтобы показать, что еще «наше» у нас есть, поэтому вокруг этого инструмента закрутили такую историю, хотя она была подготовлена еще до Советской власти. В конце 19 века балалайка была возрождена и стала очень популярна в России благодаря деятельности Василия Васильевича Андреева. Тогда было путешествие балалайки по всему миру, она приобрела популярность и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Лондоне. И в России очень многие играли на ней. На концерт приходят люди и говорят, что у них в семье играли и дедушки, и бабушки, у некоторых до сих пор на шкафах хранятся балалайки. Это был действительно очень популярный инструмент.
AIF.RU Ведущий конференций 18:47 02/11/2011
А Вы ставите перед собой цель популяризировать инструмент?
Архиповский Алексей 18:47 02/11/2011
Нет, я не ставлю перед собой цель популяризировать инструмент. Мне нравится играть музыку на этом инструменте, меня вдохновляет, что этот инструмент имеет совершенно необычный тембральный мир, ни с чем не сравнимый. Он красивый, сумасшедший! Мне просто нравится играть на этом инструменте.
Вопрос:Наталья Качура 17:57 01/11/2011
Есть ли шанс увидеть тебя в Израиле?
Ответы:
Архиповский Алексей 18:35 02/11/2011
Шанс всегда есть. Пока каких-то конкретных предложений не поступало. Прошлым летом я впервые посетил Иерусалим, очень был впечатлен.
AIF.RU Ведущий конференций 18:36 02/11/2011
Вы были там с концертами?
Архиповский Алексей 18:36 02/11/2011
Да, там был некий концерт небольшой.
AIF.RU Ведущий конференций 18:36 02/11/2011
А чаще концерты зависят от организаторов или Вы тоже можете что-то спланировать?
Архиповский Алексей 18:36 02/11/2011
Обычно это совместное желание, но конечно организаторы с места важнее, они делают погоду: какой будет концерт, какие люди придут, какая атмосфера, какая организация, какая сцена, звук, свет и прочее, это все местные организаторы, от которых зависит очень многое.
Вопрос:Настена Прекрасная 06:18 02/11/2011
Здравствуйте, вы есть в соцсетях? В друзья добавите?
Ответы:
Архиповский Алексей 18:34 02/11/2011
К сожалению, не могу найти время, чтобы активно общаться с людьми, которые хотят этого. Есть сайт, на сайте есть гостевая книга, я ее иногда перечитываю, мне очень важно, как люди реагируют на концерты, на какие-то вопросы я стараюсь отвечать.
Вопрос:Снежинка 08:10 02/11/2011
Алексей на Новый год будете работать или позволите себе отдохнуть? Верили ли вы в деда Мороза?:)
Ответы:
Архиповский Алексей 18:32 02/11/2011
На Новый год я появлюсь в любом случае перед очами зрителей на телеканале «Культура», поскольку мы уже записывали «Голубой огонек», а так посмотрим, пока заманчивых предложений не много. Не секрет, что артисты достаточно много зарабатывают за эту новогоднюю ночь. И здесь всегда присутствует выбор: остаться в семье, всех денег не заработаешь, или все-таки пойти, обеспечить себе месяц творчества в домашних условиях. Пока не знаю.
AIF.RU Ведущий конференций 18:33 02/11/2011
А часто приходится так Новый год проводить? Семья не обижается?
Архиповский Алексей 18:33 02/11/2011
Практически каждый год. Часть семьи присутствует при этом, я стараюсь это совмещать. В прошлом году мы праздновали Новый год в Вильнюсе, в некоем интересном поместье. Нас пригласили поиграть, а заодно и встретить Новый год на природе. Мы выехали всей семьей и очень порадовались.
Вопрос:Максим Просолов 08:33 02/11/2011
Добрый день Алексей, вопрос у меня такой, есть ли на нашей эстраде те, кто умеет так же хорошо управляться с балалайкой, как вы или вы единственный в своем роде?Не думали о хорошем женском вокале, который мог бы украсить ваше выступление?
Ответы:
Архиповский Алексей 18:18 02/11/2011
У нас была старая школа музыкантов-балалаечников: это Михаил Рожков, Нечипоренко Павел Иванович, Валерий Зажигин, да и сейчас представлена довольно широко академическая школа игры на балалайке, представители которой играют очень сложные произведения, классические произведения, современную музыку на этом инструменте. Так что балалаечники в стране есть, и выпускаются, и работают на сценах.
AIF.RU Ведущий конференций 18:19 02/11/2011
Они делают это сольно или в составе оркестров?
Архиповский Алексей 18:19 02/11/2011
Обычно это практикуется как дуэты: или дуэт с гитарой, или дуэт с фортепиано, что чаще всего. Иногда с оркестрами, с народными оркестрами, редко с симфоническими оркестрами и крайне редко соло инструмент. Первый раз предложение о женском вокале поступило ко мне от Людмилы Георгиевны Зыкиной, когда я работал у нее в коллективе, но, к сожалению, не состоялась эта идея по каким-то объективным причинам. И об этом я пока не думал, мне очень интересна именно инструментальная сторона балалайки как сольного инструмента, даже не в дуэтах, не в инструментальных составах, а именно соло балалайка. Очень мне нравится этот мир, Вселенная этих звуков.
AIF.RU Ведущий конференций 18:20 02/11/2011
Вам, наверное, часто предлагают войти в состав какого-нибудь оркестра?
Архиповский Алексей 18:20 02/11/2011
Достаточно часто поступают предложения и джемов, и с разными музыкантами, разной величины, разного класса, иногда очень заманчивые, но я предпочитаю на сегодняшний момент развивать именно сольную историю.
AIF.RU Ведущий конференций 18:20 02/11/2011
А кто чаще хочет с Вами сотрудничать, российские или зарубежные исполнители?
Архиповский Алексей 18:30 02/11/2011
И те, и другие. В России это часто бывает, но в феврале поступило очень интересное предложение, посмотрим, что из этого получится. Это шведский барабанщик Морган Аржент, известный музыкант, который играл в свое время в европейских турах Фрэнка Заппы, со Стивом Уэйем сотрудничал, с Габриэлом. Он предложил некий проект, где мы попробуем с ним такой дуэт: барабаны всевозможные и сольная балалайка электрическая.
AIF.RU Ведущий конференций 18:31 02/11/2011
Мне кажется, это очень интересно будет, по крайней мере необычно, такого еще не было.
Архиповский Алексей 18:31 02/11/2011
Да, такого еще не было, это интересно, и если эта история у нас получится в Швеции, то возможно мы привезем ее в Россию, покажем.
Вопрос:кот 10:21 02/11/2011
Здравствуйте, Алексей. Как часто приходится на концертах прибегать к обработке сигнала со звукоснимателя, или всегда звучит оригинальный тембр балалайки?
Ответы:
Архиповский Алексей 19:03 02/11/2011
При той схеме озвучивания инструмента, которую я применяю, именно акустическая балалайка звучит все время. Кроме этого я использую обычные ревера, иногда делаю их, иногда модулятор, но сквозной тембр балалайки обязательно присутствует в каждой обработке.
Вопрос:Гера 10:29 02/11/2011
Почему в Европе, как тут написано, вы популярнее, чем на Родине?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах