Примерное время чтения: 30 минут
1785

Старость в радость, или Как сохранить активность в пожилом возрасте?

В конференции участвуют: Лазебник Леонид Борисович

Всех пожилых людей условно можно поделить на две категории: тех, кто живет от больницы к больнице, и тех, кому удалось обмануть время и сохранить активность, несмотря на возраст. Конечно, в России последняя категория малочисленна, природные и социальные условия сказываются на продолжительности и уровне жизни россиян. И все же геронтологи уверенны, что активная старость возможна, если не запускать свое здоровье. Что делать, дабы с годами не терять ритм жизни, и какими достижениями в этой области может похвастаться наука? На эти и другие вопросы  13 октября  ответил заведующий кафедрой терапии, гериатрии и апитерапии Московского государственного медико-стоматологического университета, директор центрального научно- исследовательского института гастроэнтерологии.   Леонид Лазебник. 

Вопрос:буковина украина 19:39 07/10/2011
Только давайте без фанатизма, что значит "не терять ритм жизни" - скакать старым козлом\козой, как двдцатилетние? Конечно, именно ритм должен индивидуально замедляться, не забывайте о статистике смертей в фитнес-залах и тренажёрках. После 50 лет обязательна профилактика и диспасеризация раз в год - это не обсуждается. И разумное применение лекарств, массажей и процедур. Но согласитесь, Леонид Борисович, главное преимущество старости - возможность осмысления прожитого, попытка испросить у Бога прощения за грехи и обиды, нанесённые другим. И "виагра" тут не поможет...
Вопрос:Карабас 12:31 08/10/2011
Регулярное посещение спортзала - в каком возрасте это уже вредно? Алкоголь - мой дед, бывший фронтовик, ежедневно, перед ужином выпивал полный, в накат - стакан водки. Но не более. Работал, правда, почти до самой смерти.Прожил в здравии под восемьдесят. Старики, в образе жизни, подобные моему деду - уходят из жизни далеко за семьдесят и за восемьдесят лет. Чем это объясняется?
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 09:13 14/10/2011
Ни в каком. Только нагрузки должны быть дозированными. Надо выполнять те нагрузки, которые вы можете, не пересиливая себя. Нагрузка должна быть в радость. Раньше, когда я активно занимался спортом, было такое понятие «мышечная радость». Оно, по-моему, было введено еще И.П.Павловым. Вот нужно испытывать такое чувство. А людям пожилым обязательно нужны физические нагрузки и пребывание на воздухе по следующим причинам. Во-первых, пребывание на воздухе и на солнышке способствует тому, что больше образуется витамин D, который необходим для построения костей, а это значит, что больше гарантия, что не случится переломов. Во-вторых, нагрузки для суставов нужны для того, чтобы они не болели. С чего начинается старость? Когда начинают болеть суставы. Вы знаете, есть счастливцы, у которых в печени неиссякаемый запас алкогольдегидрогеназы. Это такой фермент, который нейтрализует алкоголь. Я называю этих людей счастливцами, потому что с нашей национальной точки зрения они могут выпить «больше, чем окна, меньше, чем хотел». И им ничего не бывает, и они до глубокой старости могут употреблять свои фронтовые 200 г. У большинства же людей запас алкогольдегидрогеназы ограничен чисто генетически. Есть народности и нации, у которых этого фермента почти нет, поэтому они очень быстро становятся алкоголиками. Это представители монголоидной расы российского Севера. Если это Вашему дедушке шло в радость и пользу, и он дожил до 80 лет, ну и слава Богу, может без этого он прожил бы дольше, но, к сожалению, в России мы сталкиваемся с другой ситуацией. Алкоголизм – это национальное бедствие. У меня в институте 120 коек для больных с заболеваниями печени, причем 100 человек на этих койках – это люди, страдающие хроническим алкоголизмом и тяжелейшими невосстановимыми поражениями печени.
Вопрос:Vseslav 10:07 09/10/2011
Прежде чем толковать об сохранении активности в пожлом возрасте,сравните уровни и стиль жизни у нас и за рубежом.Лозунг"Все для человека,все для его блага" воплотился именно в западном сообществе (исключая его неизбежные отбросы).Сравните так же и внешний вид наших и зарубежных стариков.Видите разницу? Вот так! Не все же могут позволить себе инъекции ботокса и полноценный уход. История нашего государства наглядно показывает его "людоедский" характер:выжать людей как лимон - и на мыло. Как еще может чувствовать себя и выглядеть человек, проработавший и проживший всю жизнь в скотских условиях? Пренебрежение или показушная забота о ветеранах (всех, а не избранных) обернется в итоге неизбежным развалом страны, будущность которой не базируется на прочном фундаменте взаимоуважения поколений. Поздновато...генофонд народа давно подорван и никакие сюиминутные успехи геронтологии не исправят положение, коли старый люд уже на государственном уровне рассматривается как некая третьестепенная обуза для бюджета. Не потому ли заговорили об этой проблеме,что некому заниматься производительным трудом, не на что содержать ораву чиновников и банкиров, некем осуществлять амбициозные прожекты ЕР? В общем, как в поговорках: работал Иван-доволен был пан, а умер Максим - и хрен с ним!
Вопрос:букланов 08:14 10/10/2011
Можно ли пенсионеру с диагнозом ЦВЗ ходить в баню и купаться в проруби?
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 09:14 14/10/2011
А что это за заболевание? К сожалению, не знаю такой аббревиатуры. Давайте просто дадим рекомендации для пожилых людей. Баня – да, но без парилки. Сауна требует очень больших энергозатрат. И поскольку в пожилом возрасте сосуды становятся более ломкими, все-таки сауна не очень хорошо.
AIF.RU Ведущий конференций 09:15 14/10/2011
Леонид Борисович, читатель, который нам задал этот вопрос, написал в прямом эфире разъяснения, что такое ЦВЗ. Это церебро-васкулярное заболевание.
Лазебник Леонид Борисович 09:15 14/10/2011
С таким заболеванием вообще никакой бани! Зачем Вам инсульт?
Вопрос:Nik 19:26 11/10/2011
Наплевать на диспансеризациию, обследования и прочую ересь! Во первых: живите в деревне - воздух чище, экологическая вода, экологическая еда, экологические запахи, экологические звуки и... Тишина... Особенно утром. Летом, утром рано, кукушка будит, если она спит, то петухи на все голоса (или собаки, если проспал). Занимайтесь физкультурой, по своим силам. Я вот, например, в свои 58 с половиной лет, встаю в 5:30, ежедневно отжимаюсь 200 раз, делаю "велосипед" 100 раз, угол и полуугол (для пресса) 60 раз, подтягиваюсь 5 раз (пока нет турника - на работе), раз в неделю делаю растяжки для шеи, поясницы, плечевых суставов до 100 раз. В итоге: забыл про насморк, радикулит, врождённый порок сердца. А к врачам хожу на медосмотр (по "приговору суда") и при гриппе (очень редко 1 раз в 5 лет). В общем - хотите жить... Живите.
Вопрос:Рита Пустовая 10:19 12/10/2011
Леонид Борисович, как вы относитесь к ботаксу и подобным вещам, которые спасают от морщин?
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 09:03 14/10/2011
Я уже почти высказал свое мнение. Предельно осторожно. Если человек решился на пластическую операцию, нужно иметь абсолютную гарантию, что у вас не будет осложнений. Это должно быть очень квалифицированное учреждение и хирург, который может вам такую гарантию дать. Когда мне нужно было делать сложную операцию, я искал хирурга и поставил условие, что мне нужен хирург с минимальным количеством послеоперационных осложнений и с самыми лучшими результатами. Я такого нашел.
Вопрос:Евгения Бибаева 13:45 12/10/2011
Леонид Борисович, хотелось бы узнать о реальных открытиях и достижениях в области геронтологии в России. Заранее спасибо за ответ!
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 09:10 14/10/2011
Есть нам чем похвастаться, правда, и шарлатанства хватает. Давайте условимся, что не будем верить в вечную жизнь, это исключено. Не будем верить, что можно клонировать человека. Вернее, клонировать можно все, что угодно, но мир не пошел по этому пути, потому что клонированные биологические существа долго не живут и погибают от совсем странных болезней, хотя являются вроде точной копией. Один из апологетов российской фундаментальной геронтологии, работая с нанотехнологиями, пообещал изобрести лекарство от старости. Это наивно. Это нечто вроде вечного двигателя. Но у него получились глазные капли от катаракты. Тоже хорошо. В принципе для того, чтобы дольше жить, достойно прожить отведенный генетикой срок, нужно резко ограничить воздействие на себя внешних интоксикаций, внешних факторов. Мне как-то на глаза попалась переводная американская книжка, которую я сразу же купил, «Как дожить до 100 лет». Знаете с каких советов она начиналась? Прежде чем перейти улицу, посмотрите налево, потом направо. И вся книга была наполнена нормальными советами. Покупайте продукты в качественных магазинах. Не курите. Ограничьте себя в токсическом воздействии алкоголя. Я сказал токсическом, потому что нормальные количества, очень небольшие, рекомендованы Всемирной организацией здравоохранения как протектор от старости, от онкологических заболеваний. Регулярно нужно обследоваться у врача. Если вы чем-то заболели, по этому поводу обращайтесь почаще, чтобы врач контролировал и сами учитесь контролировать это состояние: гипертонию, атеросклероз. Если у вас нашли раковое заболевание, нужно избавиться от него прежде всего или, если уж оно осталось, регулярно получать соответствующие препараты. Главное – задаться целью. Я пришел к следующему убеждению. Нужно задать себе задачу: до какого возраста вы хотите дожить. И все делать для этого.
Вопрос:Щукина 22:16 12/10/2011
Леонид Борисович, недавно смотрела передачу про БАДЫ,и на меня она так подействовала, что я решилась их купить, но особого эффекта пока не наблюдаю,может быть я просто неправильно их подобрала?
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 09:07 14/10/2011
Не верьте рекламе. Это единственное, что могу сказать. В лучшем случае они безвредны. Употребляйте лучше качественные продукты питания, широко пользуйтесь молочными продуктами, фруктами и овощами, хорошим мясом, хорошей рыбой, и будете получать достаточное количество биологически активных веществ, содержащихся в натуральных продуктах. Происхождение этих БАДов неизвестно, состав далеко не всегда соответствует тому, что написано на этикетке. Мы представляем из себя то, что мы едим. Что съел, то в тебе и отложилось. А человеку, у которого стало плохо с памятью нужно есть больше рыбы.
Вопрос:Григорий Агапкин 22:27 12/10/2011
Здравствуйте, я отношусь к тем людям, которым удается проводить свою старость, как написано в названии конференции в радость, мне 64 и мы с супругой занимаемся теннисом, ездим два раза в год за границу, посещаем культурные мероприятия, но в последнее время я начал замечать, что память сдает, недавно забыл телефон дочки, просто отрезало цифры из головы и все тут, меня такое положение дел очень пугает. Что нужно делать, чтобы сохранить память, будучи в возрасте?
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 09:06 14/10/2011
Это иллюстрация к тому, о чем мы говорили. Вся жизнь в развлечении. Знаете, есть абсолютная формула. В более молодые годы я увлекался географической литературой. Мне однажды попалась книжка, которая описывала Афганистан. Там был найден камень с изречениями, которые приписывали Александру Македонскому. Оно звучит примерно так: маленький должен быть послушным, молодой – сильным, зрелый – мудрым, старый – полезным, умерший - оставить о себе память. Это абсолютная жизненная формула. В заданном вопросе указываются одни развлечения, но память ведь надо тренировать, нужно общаться с людьми, нужно быть полезным, нужно что-то производить, чтобы память работала. А если это не получается, я могу порекомендовать наизусть учить стихи. Прекрасно тренирует память. Или заняться изучением языка. Выучите новый язык, тем более вы ездите за границу.
AIF.RU Ведущий конференций 09:07 14/10/2011
Говорят, после 25 лет процесс изучения языков затормаживается, очень сложно учить язык.
Лазебник Леонид Борисович 09:07 14/10/2011
По себе могу сказать, что нет.
Вопрос:Дочка Софья 23:09 12/10/2011
Здравствуйте,Леонид Борисович,мой папа год назад вышел на пенсию и оставшись без работы стал резко сдавать позиции и блеск в глазах пропал,наша знакомая психолог советует найти папе работу, хоть какую-нибудь,я бы и рада,но единственный вариант,который мне пока предлагали - это охранник,а мне кажется, что человеку,который всю жизнь занимался интеллектуальным трудом такая работа придется мягко говоря, не по душе и толку от нее не будет, поэтому выхода из ситуации я не вижу, как же быть?
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 08:56 14/10/2011
Это тоже известная вещь. Это называется болезнь пенсионного периода, потому что человек теряет привычные связи, человек теряет привычную возможность реализовывать себя, он ощущает пустоту, он становится ненужным. Поэтому многие работодатели, серьезно относящиеся к своему делу, тщательным образом охраняют своих пенсионеров, которые у него работают. Они сохраняют их на работе, потому что они очень нужны. Известно, что человек, вышедший на пенсию, начинает болеть и быстрее уходит из жизни, если не находит себе применения. Если нет в окружении чего-то, чем человек мог себя занять, найти себе место достойное, он должен это придумать. Существуют такие социальные модели, когда людей пожилого возраста, вышедших на пенсию, начинают активно учить и переучивать, скажем, работе в интернете, каким-то социальным функциям, несущим возможность реализовать себя. Когда я посещал в Японии дома для пожилых людей, я был просто восхищен такими ситуациями. Например, 90-летний бывший столяр реализует себя тем, что изучает старояпонский язык и пишет стихи на старояпонском. Он считается очень хорошим поэтом, потому что знает более 3-х тысяч старояпонских иероглифов и пишет на них стихи.
AIF.RU Ведущий конференций 08:56 14/10/2011
Это же скорее исключение, чем правило.
Лазебник Леонид Борисович 08:56 14/10/2011
Это должно стать правилом. Нужно найти себе место. Если мы говорим о роли государства, оно должно предоставить возможности пожилым людям, вышедшим на пенсию, себя реализовать. Раньше, в советское время, это была общественная работа, комитеты ветеранов, при ЖЭКах, райисполкомах, пенсионные комиссии. Я полагаю, что это будет возрождаться, потому что это требование жизни.
Вопрос:Татьяна Сергеевна 01:03 13/10/2011
Мы с мужем недавно стали пенсионерами. Решили пока не работать, передохнуть. Прогулки, бассейн, теннис. Всё делаем в своё удовольствие. Но мне в такой комфортной размеренной жизни не хватает событий, общения. Беспокоит меня апатия моего мужа. После активного 40-летнего труда на заводе он совершенно затормозил, ограничил свой круг по-минимуму. И больше ничем его не заинтересовать. Скажите, это правда, что существует и у мужчин климакс? В чём он выражается? Спасибо.
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 09:04 14/10/2011
У мужчин существует климакс, когда человек начинает терять сексуальную активность. Это естественно, это входит в понятие старения. Это естественный процесс, не всю же жизнь быть активным бойцом. Но здесь другая ситуация. Я бы посоветовал найти себе серьезное занятие. К сожалению, я нередко вижу такие ситуации, когда люди, якобы устав на работе, решают отдохнуть, но безделье затягивает. Сначала отдых – в радость, потом это превращается в лень, потом это превращается в беспомощность, диван с телевизором, потом уже трудно убраться в комнате, потом уже трудно сходить в магазин. И эти люди, к сожалению, заканчивают свой жизненный путь гораздо быстрее, чем предписано им генетикой.
AIF.RU Ведущий конференций 09:05 14/10/2011
Вы считаете, что здесь теннисом, прогулками, развлекающими вещами, лучше не ограничиваться?
Лазебник Леонид Борисович 09:05 14/10/2011
Развлечения всегда должны сопутствовать какому-нибудь серьезному занятию. Опять вернусь к тому, что дольше живут люди, которые оказываются востребованными в обществе. Нужно из себя сделать товар, который был бы востребован. Пусть это звучит цинично, но необходимо, чтобы ты был нужен.
Вопрос:Александра Укусова 07:59 13/10/2011
Почему мужчины в 50 выглядят намного лучше женщин в этом же возрасте? И как сильно генетика влияет на то, как мы выглядим?
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 09:01 14/10/2011
Генетика влияет абсолютно. Можно назвать это «от Бога», потому что неизвестно, кто создал человека, но все в наших генах. Социальный фактор играет довольно большую роль. Мужчины выглядят моложе, потому что у них несколько иной гормональный фон. Дело все в том, до какого возраста мужчина может сохранить детородную функцию. Обычно у мужчин, так это запрограммировано природой, но сейчас этот срок значительно короче, потому что бесплодных мужчин очень много...
AIF.RU Ведущий конференций 09:01 14/10/2011
А с чем это связано? Социальный фактор, экология?
Лазебник Леонид Борисович 09:01 14/10/2011
И социальный, и экология, и стрессы, и питание неправильное, и интоксикации, о которых мы даже не подозреваем. Вернемся к вопросу. У женщин после 45 лет изменяется гормональный фон, и она уже, как правило, не может стать мамой. А мужчина, если следовать биологическому циклу, лет до 70 и даже больше может стать отцом. Но тем не менее, по международной статистике женщины живут дольше.
AIF.RU Ведущий конференций 09:02 14/10/2011
Скажите, а генетику мы можем как-то победить?
Лазебник Леонид Борисович 09:02 14/10/2011
Не надо.
AIF.RU Ведущий конференций 09:03 14/10/2011
А как Вы относитесь к тому, что многие уже и у нас в стране делают пластические операции, вмешиваются в ход времени, и некоторые женщины в 60 лет не выглядят на свой возраст.
Лазебник Леонид Борисович 09:03 14/10/2011
Это личное дело каждого. Я не могу к этому относиться никак, потому что эти вопросы каждый человек решает индивидуально. Большей частью это делают люди публичные, потому что им нужно сохранять имидж, к которому привыкли люди. Помните, какое разочарование мы испытываем, когда на экране появляется пожилой человек, актер, которого мы помним совсем в другом имидже. Люди публичные должны сохранять имидж, это не их желание, их воля, это требование игры. По мнению людей, актер, политик должен сохранить имидж энергичного, красивого молодого человека, тогда в него поверят, он выиграет выборы, будут ходить на его спектакли или представления. Он остался таким же.
Вопрос:Калина Красная 08:11 13/10/2011
Здравствуйте, мы с мужем пять лет назад стали вегетарианцами, должна сказать, что благодаря отказу от мяса мы оба стали чувствовать себя гораздо лучше и внутренне и внешне. Леонид Борисович, почему в нашей стране так слабо пропагандируется эта система питания, ведь она, действительно, работает?
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 09:00 14/10/2011
Вот опять, наша страна должна. Никому наша страна не должна. Она обеспечивает нам минимально приличное существование. Остальное наше с вами дело. Известная истина: чем старше становится человек, тем меньше он должен употреблять животных белков. Это не значит, что надо полностью от них отказываться, потому что в них содержатся так называемые незаменимые аминокислоты, но лучше их употреблять в виде молочных продуктов. Не есть мясо – это очень хорошо. Я сам знаю, что если неделю-другую не ем мясо, я себя лучше чувствую.
Вопрос:Елена прот 08:23 13/10/2011
Мне 64,скажите почему мужчины в этом возрасте гораздо старше меня выглядят? Работаю и вижу,как они стареют, дрехлеют. Все ездят на машинах,а я хожу пешком до 10км в 1день или проежаю на велосипеде 30км. Они же заторможенные, забывчатые. Я каждый день еще с внуками общаюсь и знаю многое от них нового,современного.
Вопрос:Хуторянка 08:57 13/10/2011
Леонид Борисович, что вы думаете о силе самовнушения? Каждое утро я начинаю со слов: я молода и красива. И в свои 49 выгляжу на 35 (это не мое личное мнение, а мнение окружающих).
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 08:57 14/10/2011
Для меня 49 лет – это молодая женщина. Я считаю, что возраст – это то, что мы можем себе позволить. Никогда не надо смотреть на цифру. Цифра – это для паспортистки, цифра – это для статистики, цифра – это для пенсионного фонда. Человеку столько лет, насколько он себя чувствует, насколько он может себя реализовать, а возможности человеческого организма безграничны вполне. Я считаю, что чем старше человек становится, тем более элегантно он должен выглядеть, тем больше он должен передвигаться и работать, он должен более активно находить себе занятие, должен посещать модные магазины, театры, выставки, спектакли, находить общение, находить возможность выезжать. В Соединенных Штатах туристические компании часто организуют льготные туры для пожилых людей. Я полагаю, что это будет у нас обязательно, потому что мы вливаемся в мировую социальную систему, это неизбежно. Все зависит только от нас самих.
AIF.RU Ведущий конференций 08:58 14/10/2011
Вы сказали, что человеку столько лет, насколько он себя ощущает. Вы насколько лет себя ощущаете?
Лазебник Леонид Борисович 08:58 14/10/2011
Я себя чувствую на 45-50 лет.
Вопрос:Ольга Белая 09:04 13/10/2011
Здравствуйте, недавно вернулась из Италии, смотреть на местных пожилых людей там одно удовольствие, они все светятся,почему в нашей стране все, кто уходят на пенсию выглядят во много раз хуже? Неужели дело только в отсутствии социального обеспечения? И еще я знаю, что у нас в России есть день пожилого человека, а что делается в это день для пожилых? У меня родители - пенсионеры и для них что есть этот день, что нет его- никакой разницы!!!
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 08:47 14/10/2011
Дело, конечно, и в социальном устройстве государства, и в социальном устройстве жизни. В принципе это – главное. Наши пенсионеры погружены в заботы о здоровье, в заботы о хлебе насущном, в заботы о социальной неустроенности, очень небольшие пенсии у нас. Мало решены вопросы социального благоустройства пожилых, общество наше достаточно агрессивно относится к пожилым людям, очень сильны геронтофобические настроения. С моей точки зрения, мало воздается почестей людям, прошедшим тяжелый жизненный путь вместе со страной, сохранившими эту страну, а она вспоминает о них только по праздникам. Кроме того, сейчас все пережили тяжелую социальную катастрофу: потеряны идеалы, потеряно имперское величие, потеряна вера в светлое будущее коммунизма, очень много несправедливости в жизни. Поэтому пожилые люди несчастливы, их нельзя назвать счастливыми у нас. А в отношении Дня пожилого человека, он ведь во всем мире отмечается. Нельзя привязывать уважительное, достойное отношение к пожилым людям только к одному дню. В этот день проводятся какие-то конференции, праздники, дарятся подарки, но ведь это должно быть не в один день, не только 1 октября.
AIF.RU Ведущий конференций 08:49 14/10/2011
Здесь вопрос в том, что есть у нас День пожилого человека, но многие люди даже не подозревают о его существовании, это никак в средствах массовой информации не афишируется.
Лазебник Леонид Борисович 08:49 14/10/2011
Нет, это отражается, конечно. В Москве были большие мероприятия, посвященные этому дню. С 1 по 3 ноября будет проходить большая выставка «Возраст 50+» на Краснопресненской набережной, но это все праздники, а человек живет в быту каждый день. Каждый день должен быть праздником, особенно в пожилом возрасте.
AIF.RU Ведущий конференций 08:52 14/10/2011
Леонид Борисович, а Вам не кажется, что у нас в принципе в голове нет такого понятия о том, что старость должна быть активной, что мы сами должны быть активны. Я понимаю, что у нас есть определенные не очень хорошие социальные условия, российский климат и еще много причин, которые давят на человека, но тем не менее, мне кажется, в принципе у большинства нет внутреннего настроя на активность.
Лазебник Леонид Борисович 08:52 14/10/2011
Вы правы. У нас еще долго будут сохранены иждивенческие настроения о том, что государство нам что-то должно. Может, оно так и есть, потому что все усилия того поколения, из которого я вышел, были положены на то, чтобы создать государство. А государству народ был не очень нужен, потому что либо государство для государства, либо государство для людей. У нас – либо люди для государства, либо государство для людей. У нас раньше была модель «люди для государства», и мы так привыкли, мы так были воспитаны, люди для страны. А сейчас другая модель строится медленно. Она уже построена в других странах, там «государство для людей», а мы пока еще идем к этой модели.
AIF.RU Ведущий конференций 08:54 14/10/2011
А как Вам видится, поколение, которому сейчас лет двадцать, это будут уже другие люди пожилого возраста, они уже будут более активны?
Лазебник Леонид Борисович 08:54 14/10/2011
Знаете, наверное, человеческое общество должно быть построено по модели пчелиного улья: все работают вместе, но каждый заботится о себе, при этом все создают общий продукт в виде меда, который пусть уходит куда-то, но дальше ведь заботиться надо о себе самому. И мне представляется, что современная молодежь, живущая в новых экономических условиях, в новых социальных условиях и требованиях, должна задуматься о том, какой будет их старость. Государство чем обеспечит? Только пенсией. Это в принципе наши деньги. Это мои деньги, которые я отдал государству на сохранение и которые оно должно мне потом вернуть. Возвращают не все, наверное, потому что пенсии должны быть выше, значительно выше. Нужно заботиться самому, потому что достойная старость – это свобода. Свобода в передвижении, свобода в самообеспечении, свобода духовная. А что может дать свободу? Только финансовые средства. Поэтому то, что происходит сейчас с нашими пожилыми людьми – это все-таки переходный период, они получают недостаточно. Существуют и дискриминационные меры. Инвалиды, участники войны – заслуженнейшие люди, получают одну помощь, а другие, которые не входят в эту категорию – совершенно другую. Это ведь тоже социальная несправедливость в какой-то мере. Это не умаляет заслуг людей, которые участвовали в Великой Отечественной войне или были участниками Трудового фронта, хотя практически все были. Каждый пожилой человек должен чувствовать себя равноправным членом общества, востребованным, а к этому тоже нужно психологически готовить. Наша с Вами беседа посвящена достойной старости, а это значит – востребованность. У пожилого человека иные возможности, но и иные возможности себя реализовывать. Он не может себя реализовать так же, как и в молодые годы (скажем, тяжелый физический труд, или изнуряющая работа, или ночные смены), но он накопил большой жизненный опыт, у него есть свое мировоззрение, он может подсказать, что и как сделать, он владеет приемами ноу-хау. И вот это должно быть реализовано. Многочисленные исследования, в том числе и не в нашей стране, показали, что люди, востребованные обществом, живут дольше.
Вопрос:Анастасия Андреевна 09:34 13/10/2011
Какую роль на процесс старения оказывает сон и рацион питания- первый вопрос, второй- мне 48, я никогда не занималась спортом, все как-то не до этого было, не поздно ли сейчас приучать свой организм к физическим нагрузка и какими они должны быть?
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 09:16 14/10/2011
Сон – это тоже индивидуально для каждого человека. Одни могут спать 4-5 часов, некоторым нужно спать 8-10 часов. Спать надо столько, сколько вам требуется. Вы должны встать выспавшимся. Есть «жаворонки» и есть «совы». И то, и другое имеет свои особенности. Есть люди, которым необходимо поспать днем. Все сугубо индивидуально. Главное – выспаться, потому что недостаток сна – это снижение работоспособности, это артериальная гипертония, и это в конце концов укорочение жизни. Спортом никогда не поздно начать заниматься, только это должен быть не спорт, а то, что в доброе советское время называли физической культурой. Я бы рекомендовал начать с 20-тиминутных прогулок нормальным шагом, а потом постепенно ускорять темп движения и длительность прогулок.
AIF.RU Ведущий конференций 09:17 14/10/2011
Леонид Борисович! Спасибо Вам огромное, что Вы нашли время и пришли к нам в столь ранний час в студию. Мне хотелось, чтобы Вы что-нибудь пожелали нашим слушателям, которые смотрят нас сейчас, и тем, кто будет нас смотреть потом.
Лазебник Леонид Борисович 09:17 14/10/2011
Вечной молодости.
AIF.RU Ведущий конференций 09:17 14/10/2011
Спасибо огромное. Друзья, ну что я могу сказать, присоединяюсь. Всего доброго!
Вопрос:Дионис 09:46 13/10/2011
Уважаемый эксперт, как лично вы следите за своим здоровьем и что делаете для поддержания себя в хорошей форме? Спасибо.
Ответы:
Лазебник Леонид Борисович 08:58 14/10/2011
Во-первых, я – медик, мне легче. Во-вторых, я перенес две сложных операции, и считаю, что нужно контролировать те болезни, по поводу которых я был оперирован. Это не значит, что я стал инвалидом. Я много работаю. Привычка много работать у меня давно. Привычка не скрипеть – это всегда. Привычка хорошо выглядеть – это с молодых ногтей. Быть активным – да, быть полезным – да. Надо просто много работать.
AIF.RU Ведущий конференций 08:59 14/10/2011
То есть Ваш рецепт: как можно больше работать?
Лазебник Леонид Борисович 08:59 14/10/2011
Да.
Вопрос:Ольга самолет 11:20 13/10/2011
Можно ли летать на самолете в возрасте 68 лет, 20 лет назад был инфаркт. В теплые страны можно летать?? не вредно ли это в мом возрасте?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах