Это Галина Клавдиевна Бычкова, преподаватель русского языка и литературы. Как учить, чтобы научить, и чем заинтересовать сегодняшних школьников, она рассказала корреспонденту газеты «Мой район».
– Галина Клавдиевна, вы помните день, когда решили: «Буду учителем!»?
– Я, можно сказать, стала учителем случайно. Преподаю почти 40 лет, пришла в школу в 1982 году, сразу после университета. Быть учителем никогда не было моей мечтой. Всех выпускников факультета филологии МГУ тогда обязывали начать работу в школе. В первые месяцы была уверена: я здесь долго не задержусь. Помню, пришла к отцу и сказала, что хочу вместо преподавания пойти в аспирантуру. А он меня осадил: «Нет, положено отработать три года – вот и работай, а потом иди куда хочешь!» Так я в школе и осталась. Первый год мне дался очень тяжело. А на второй поняла: у меня всё получается. И даже уловила в этом особенную прелесть. Мне нравилось, что дети меня слушают, с удовольствием идут на мои уроки. Я всегда была влюблена в литературу и, когда мне удавалось заинтересовать детей, чувствовала, что нахожусь на верном пути.
– Звание заслуженного учителя, которое вам присвоили весной, подтверждает, что и сейчас вы всё делаете верно…
– Вероятно. У меня, кстати, есть ещё одно звание – почётный работник общего образования. Мои ученики, сдавая ОГЭ и ЕГЭ, никогда не получали двоек, я этим горжусь.
– Говорят, сегодняшние школьники другие – не любят читать и всё время сидят в телефонах. Это так?
– Дети изменились, ведь и жизнь изменилась. Появление гаджетов привело к тому, что у большинства детей синдром неустойчивого внимания. Это создаёт дополнительные трудности при их обучении. Но они по-прежнему пытливые и любознательные. А вот задача учителя – сделать так, чтобы урок для ребёнка был интереснее, чем игра в телефоне.
– Ваши бывшие ученики часто заходят в гости?
– Конечно. Традиционно на День учителя и последний звонок. А ещё много мальчишек приходит ко мне после армии: я чувствую, что им важно получить напутствие, прежде чем они начнут свой новый жизненный этап. И я с большим удовольствием беседую с каждым.
– У вас есть какие-то профессиональные мечты – получить ещё одну награду или повышение?
– Карьерных амбиций за собой никогда не замечала. Хотя возможность занять руководящие позиции в школе была. Но это не моё – мне очень нравится работать именно учителем. Я замечаю, что с возрастом меняюсь – и меняется моё отношение к литературным произведениям. Стараюсь передать детям своё отношение, свой опыт. Это очень непросто. Но когда получается, я испытываю непередаваемое чувство восторга. К примеру, веду урок, а в классе стоит тишина, и все детские взгляды устремлены на меня. И я настолько заинтересовала их своим материалом, что они даже не ждут звонка. Ради этого, наверное, и работает учитель.