О том, как в этом может помочь театральный тренинг и почему этот вид индивидуальных и групповых занятий столь популярен сегодня в Москве, «АиФ» рассказывает актёр театра и кино, театральный педагог Александр Дзюба.
Пять органов чувств
Наталья Косякова, «АиФ»: – Александр, я не раз видела, как лица людей после театральных тренингов меняются на все сто – из унылых и серых они превращаются в яркие и воодушевлённые. В чём секрет?
Александр Дзюба: – Базовая задача театрального тренинга в том, чтобы включить все 5 органов чувств человека. Кроме того, что его можно смело назвать динамической медитацией, поскольку здесь важен вопрос концентрации внимания на предмете интересов. И если эта задача мастером поставлена верно, то всё остальное отступает на второй план и фокусировка внимания на чём-то действительно важном для человека в данный момент реально позволяет избавиться от информационных нагромождений, проблем и всевозможных блоков. Благодаря Интернету источники самой разнообразной информации открыты максимально, и основная проблема для общества теперь: как сфокусировать внимание на предмете интереса?
На мой взгляд, в процессе тренинга не надо ограничиваться только зрением и слухом. Я за то, чтобы было место и тактильным ощущениям, и обонянию, и вкусу, – всё это возвращает нас, будто на машине времени, в детство, когда мы исследовали интересующий нас предмет, фокусируя на нём своё внимание.
– На каком предмете фокусируют внимание на занятиях?
– Чаще всего это человек – твой партнёр. Партнёрство на театре – первая вещь, будь то коллега или весь зрительный зал.
Нужен человек
– С партнёрским общением в обществе действительно беда. Чем дальше, тем более холодно люди относятся друг к другу…
– Да, но говорить, что это плохо, что кругом «куски льда», а в наше время такого не было, – бесперспективно, надо искать выход. Люблю повторять слова Станислава Лема из «Соляриса»: «Человеку нужен человек». Живой, при взаимодействии с которым запускаются все виды вербального и невербального общения. Очень важно пожать человеку руку, почувствовать его запах и т. д. А если мы ограничиваем себя в восприятии, то получаем не цельную картину мира, а её фрагмент. Как следствие – поверхностно двигаемся по жизни, не фокусируясь на важных для нас вещах, и постепенно «замораживаемся».
– Театральные тренинги становятся решением этой проблемы?
– Конечно. Люди приходят на них и в индивидуальном порядке, и даже целыми коллективами. Многие бизнес-компании подтверждают, что коллективные творческие взаимодействия и продажи повышают, и развивают командообразующие факторы.
Эффект будет ещё выше, если направить энергию этих людей в созидательное русло применительно к определённому действию, к делу, которым они занимаются. Поставить перед ними цель и вывести их за пределы просто физического движения.
У движения, как правило, нет осознанной цели, а вот когда осознаём и понимаем, куда идём, – это уже действие. На тренингах благодаря динамической медитации, концентрации внимания на предмете интереса люди начинают действовать, т. е. жить осознанно. И тогда учатся ежедневно, ежеминутно, ежесекундно отслеживать свои переживания, передавать их другим людям и, самое важное, воспринимать переживания других.
С помощью телесно-ориентированных групповых занятий, как я в последнее время именую театральные тренинги, можно раскрыть свой творческий потенциал, чтобы двинуться навстречу новым знаниям, понять наконец, что ты можешь быть не только исполнителем чужой воли и не просто пользователем, но и созидателем.
С обретением внутренней свободы ты сможешь решать нестандартные задачи, находить пути выхода из затруднительных положений и получать от этого удовольствие. Одним словом, жить на полную катушку, не опуская руки и не ропща от того, что деревья уже не такие высокие, а солнце светит не так ярко.