Владимир Толстой, советник Президента РФ:
- Россия всегда была литературоцентричной, литература здесь не только и не столько играла роль чтива, сколько являлась основой морали, философских взглядов, общественного сознания.
Да, сегодня есть объективные причины, по которым молодёжь читает меньше. Но есть и причины субъективные, решить которые государству по силам. Главная задача - повернуть вспять процесс дегуманитаризации образования. Надо не просто учить литературе, а увлекать детей чтением с первых классов, обсуждать, находить какие-то вещи, которые их волнуют. Так, чтобы дети понимали: книга - часть их жизни, в ней они смогут найти ответы на возникающие у них вопросы.
На Литературном собрании президент сказал о необходимости вернуть сочинение в школы. Я наивно предполагал, что это вызовет волну восторга и у учителей-словесников, и у родителей. Ничего подобного! Никто не хочет взять себе за труд приложить какие-то дополнительные усилия - ни дети, ни их родители, озабоченные одним: как их чада сдадут ЕГЭ. Ни учителя, которые за эти годы разучились преподавать литературу так, чтобы дети были в состоянии думать и излагать свои мысли. И эти иждивенческие настроения удручают. Да, чтение книги - это труд. А сегодня все хотят лёгких удовольствий: лёг на диван, ткнул кнопку на пульте...
В США, когда там начал падать интерес к книгам, был запущен проект «Большое чтение»: определялись несколько ключевых произведений (прежде всего национальная литература, хотя я участвовал в той части проекта, когда вся Америка читала «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого). Это было действительно поразительно: читали все - от мала до велика, делали инсценировки, радиопостановки, шло живое обсуждение текста, смыслов, которые в нём заложены. Можно использовать эти наработки, но гораздо важнее и продуктивнее - начать действовать каждому из нас.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции