Три исторических барельефа, обрамляющие вход в исторический парфюмерный магазин, расположенный на углу дома 8/1 по Никольской улице в Москве, отправлены на реставрацию.
Аварийное состояние
Здание, вход в который обрамляют барельефы, — часть Чижовского подворья. В начале прошлого века расположенный в этом доме магазин был известен модницам всей Москвы. Именно сюда они приезжали, чтобы купить изысканные духи и туалетное мыло.
Время не пощадило барельефы: погодные условия, краска, которая наслаивалась на них при каждом ремонте фасада, и другие негативные факторы привели к образованию многочисленных трещин, сколов, утрате некоторых фрагментов.
И теперь благодаря принятому Департаментом культурного наследия Москвы решению все три барельефа будут отреставрированы.
Барельефы после демонтажа уже доставлены в столичную реставрационную мастерскую, расположенную на Ленинском проспекте. По словам специалистов, пока невозможно точно сказать, в каком состоянии находится барельеф. Заключение они дадут после многочисленных исследований, которые займут порядка четырех месяцев.
«Состояние местами аварийное. Мы видим утраты, отслоения, многочисленные трещины, слои краски, которыми покрыт подлинный барельеф», — поясняет заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы Юлия Логинова.
По ее словам, пока также точно невозможно определить состав материала.
Выбор способа реставрации
Перед демонтажем специалисты провели 3D-сканирование, затем все три фрагмента были собраны на глиняной основе. Сейчас разрабатывается методика реставрации, подбирается технология.
«Мы гордимся тем, что в качестве реставрационной базы столичный Департамент культурного наследия выбрал именно нас. К работе уже подключились эксперты, имеющие огромный опыт работы по восстановлению различных памятников архитектуры», — отметил президент Фонда Академии художеств Василий Церетели.
Куратором и консультантом проекта стал художник, скульптор, декан факультета скульптуры в институте имени Сурикова Евгений Тетерин.
«На данный момент проводится консервация, также готовится документация с рекомендациями по способу реставрации. Утраченные части мы восстановим. Также на основе проведенного исследования вынесем решение о возможной необходимости выполнения противоаварийных работ», — сообщил он.
Установить авторство
Автор скульптурной работы пока неизвестен.
«Мы изучаем архивные документы. Уже понятно, что сам барельеф, предположительно, создан в 1906 году. Говоря о стиле, смогу сказать — это модерн. Достаточно распространенный в то время в Москве пример гипсового декора. Аналог можем увидеть в Камергерском переулке. Работа „Волна“ скульптора Анны Голубкиной, расположена над входом в здание Московского художественного театра имени Чехова», — рассказал Тетерин.
После реставрационных работ все три барельефа вернутся на Чижовское подворье. «Их экспонирования по другому адресу не предполагается», — сообщила Логинова.