В России дорогие авиабилеты. И сколько бы ни шло разговоров о снижении их цены – ни новые аэропорты, ни потенциальное согласие мировых лоукостеров летать из российских городов не меняют цифры в чеке.
Виктор Горбачёв, гендиректор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации:
70% стоимости авиабилета складывается из обслуживания воздушного судна, цены авиационного топлива и аэропортного обслуживания. Ещё 30% – заработок компании. Иногда цена сильно меняется от аэропорта к аэропорту. У каждого своя инфраструктура. Как правило, в России чем крупнее аэропорт, тем дороже стоимость его услуг. Ведь и его собственное содержание дороже. К примеру, сейчас в самом крупном московском аэропорту работают только две взлётно-посадочные полосы, но в ближайшее время в планах запустить третью. За ней нужно кому-то следить, а это как минимум набор персонала и пр. А значит, как только третья полоса будет введена, тут же поднимется стоимость обслуживания всех авиакомпаний там. Это изменение отразится и на цене авиабилетов.
ФАС недавно обнаружила повышение цен на авиабилеты на рейсах с «Суперджетом». Причина – дороговизна обслуживания этих судов. Но это скорее исключение, нежели правило. Чаще цена зависит от времени вылета: самые дорогие билеты с 10.00 до 15.00, самые дешёвые – ночные рейсы.
Путешествовать по регионам России часто в 2–3 раза дороже, чем по Европе. На международных перевозках из-за высокой конкуренции российские перевозчики почти ничего не зарабатывают. Потому компенсировать это они пытаются за счёт внутренних перевозок. Здесь легче договориться с другими компаниями, к примеру, в Ростов-на-Дону не опускать цену ниже 4000 руб. в одну сторону, а в Архангельск – ниже 6000 руб. Если же российские авиакомпании задерут стоимость на билеты по Европе – останутся без пассажиров. Те просто приобретут билет у иностранных перевозчиков. И пока европейские или азиатские компании не решат летать и по регионам России, ситуация не изменится.
Следить за этой ситуацией должна ФАС. Но по факту ведомство только выносит предписание о необоснованном повышении цены – топливные компании не всегда на него реагируют. Особенно если между ними (а это 2–3 компании в каждом аэропорту) существует сговор. Кстати, решить хотя бы временно вопросы со стоимостью керосина мог бы мораторий на повышение цен, подписанный Президентом РФ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции