Совместная проверка Генпрокуратуры и Федеральной антимонопольной службы показала, что авиакомпании включают в различные тарифы экономкласса дополнительные услуги, тем самым увеличивая стоимость билетов в 1,5 раза. К завышению цены приводят и устаревшие нормативы, которые действуют с тех времён, когда в стране была одна авиакомпания - «Аэрофлот». По ним прибыль авиаперевозчика ограничивается 20% от себестоимости. Но перевозчики в себестоимость включают расходы на рекламу, аренду офисных помещений, покупку канцтоваров и т. д., то есть те, что не имеют прямого отношения к самой услуге.
«Хорошо, что Генпрокуратура заинтересовалась ценами на авиабилеты, - говорит Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации. - Но те факторы, о которых пишет генпрокурор, незначительно влияют на стоимость перевозки. Структура расходов перелёта такова: 25-30% - авиатопливо, 25% - аэропортовые сборы, 25% - поддержание лётной годности воздушных судов.
И как, скажите, у нас могут быть дешёвые билеты, когда навсех этих этапах монопольно высокие цены: монополист-аэропорт в большинстве регионов, монополист-заправщик в самом аэропорту... Нужно создавать конкуренцию в этих сегментах, в этом задача государства.Говоря о высоких ценах на билеты, нужно поднять и другую проблему. Разрушено отечественное самолётостроение. По этой причине 95% полётов выполняется на воздушных судах западного производства. То есть, покупая билет, пассажир оплачивает обучение экипажа, техников, покупку деталей в Америке или Европе.
Генпрокурору стоило бы задать и такой вопрос: «Почему топ-менеджеры «Аэрофлота», компании с госучастием, получают бешеные зарплаты? Почему члены совета директоров получили за 2012 год бонусы в несколько миллионов рублей? Если бы их аппетиты были скромнее, то билет этой компании до Красноярска стоил бы не 10 тыс. руб., а дешевле. Цены удалось бы хоть немного снизить».
P.S. До конца года Госдума должна принять закон о невозвратных авиабилетах. ФАС настаивает, что стоимость таких билетов должна снизиться на 25%.