Банк России и МВД готовы защищать банковских клиентов от хищений всей мощью государственного аппарата, и есть надежда, что начиная с текущего года финансовым мошенникам придется сворачивать свой незаконный промысел. Выступая 16 февраля на форуме «Кибербезопасность в финансах», зампред ЦБ Герман Зубарев рассказал, что Банк России подготовил целый комплекс мероприятий, призванных поставить заслон хищениям денежных средств россиян, включающий мониторинг банковских операций, блокировку подозрительных счетов и возврат украденных денег. А в октябре к автоматизированной системе обработки инцидентов (ФинЦерт) будет подключено МВД, что позволит правоохранителям фиксировать все нарушения в онлайн-режиме.
Кроме того, жертвам мошенников предполагается дать возможность мгновенно подать заявление, используя портал «Госуслуги». «Важно для скорости реагирования правоохранителей обеспечить возможность для граждан подать заявление о краже через Госуслуги или онлайн-сервисы банков», — в частности, заявил Герман Зубарев.
На тропу войны с финансовыми мошенниками выходит и Сбербанк. Наша крупнейшая кредитная организация планирует упростить возврат средств своим клиентам, если у тех проходимцы выманили деньги обманным путем. «Сегодня в зону нашего внимания попадают те самые переводы денежных средств, которые наши клиенты под воздействием мошенников, совершая ошибки, раскрывая собственные персональные данные о своих платежных инструментах, сами иногда относят деньги мошенникам или переводят их через другие банки. Сегодня мы в активной фазе поиска тех инструментов, чтобы даже эту категорию клиентов защищать», — заявил на форуме зампред Сбербанка Станислав Кузнецов. Начиная с мая банк планирует, получив от клиента доверенность, возвращать жертвам похищенные деньги за свой счет, а в дальнейшем самостоятельно через суд добиваться взыскания с мошенников.
«Масштабность мер, направленных против списания денежных средств со счетов граждан без их согласия, свидетельствует, что проблема осознаваема обществом и государством, — поясняет профессор, руководитель департамента страхования и экономики соцсферы Финуниверситета при Правительстве РФ Александр Цыганов. — И решения принимать действительно необходимо. Возможность подать оперативное заявление через “Госуслуги”, взаимодействие ЦБ и МВД давно напрашиваются, у государства достаточно ресурсов и компетенций, необходимых для противодействия мошенникам. Не нужно тратить усилия на сложный поиск похищенных денег по длинной цепочке транзитных счетов, при взаимодействии Банка России и МВД все это можно делать в режиме реального времени.
Сбер является самым массовым, системообразующим банком, и у него есть все возможности бороться с финансовыми мошенниками. Наше законодательство дает такую возможность, при этом наличие доверенности от клиента является необходимым условием. Фактически пострадавший клиент переуступает права требования банку, который на основании полученной доверенности и взыскивает похищенные средства с мошенников всеми доступными методами, от судебных решений до коллекторов.
Но нужно заранее исключить возможные злоупотребления со стороны недобросовестных или недопонимающих граждан. Например, какой-то человек купил на Авито шапку, перевел продавцу деньги, а шапка не понравилась, и он тут же отправляет заявление на портал “Госуслуги” с требованием вернуть деньги. А кто-то купил услугу, которая была оказана, но не удовлетворила заказчика — это тоже не относится к сфере борьбы с финансовыми мошенниками. Нужно сразу оградить систему от подобных случаев, чтобы не перегружать ее».