15 марта отмечается Международный день защиты прав потребителей. Сегодня АиФ.ru c помощью экспертов решил рассмотреть популярные ситуации, с которыми ежедневно сталкиваются российские потребители.
Что делать, если разбил товар в магазине?
Одна из наиболее распространённых опасностей, подстерегающих покупателей в момент визита в супермаркет, — это случайная порча продукции. Есть даже мнение, что продавцы специально расставляют особенно хрупкие и дорогие товары таким образом, чтобы при неловком движении потребители могли бы их задеть и разбить. Что делать, если вы случайно уронили бутылку с недешёвым алкоголем?
«Такие случаи происходят периодически во всех магазинах с открытой выкладкой, но и в иных ситуациях покупатели за такие случайные происшествия не отвечают. Дело в том, что переход права собственности на тот или иной товар происходит в момент его оплаты на кассе, а до тех пор любой из представленных к реализации товаров является собственностью торговой организации. На подобные ситуации магазины обычно закладывают некоторый процент потерь в цены реализации и возмещают их из собственных источников», — поясняет эксперт центра «Общественная дума» Сергей Варламов.
Однако стоит отличать случайное повреждение от умышленного: одно дело, когда падает стоявшая на краю прилавка стеклянная банка, и другое, когда покупатель вскрывает бутылку с дорогостоящим напитком и отпивает из неё. В последнем случае продукт испорчен по вине покупателя, и магазин вправе привлечь его к ответственности. Но если банка или бутылка разбиты случайно, то платить за них не надо.
Вправе ли охранники обыскивать покупателей?
С просьбой охранников продемонстрировать содержимое сумок наверняка сталкивался каждый из нас. Могут ли сотрудники магазинной службы безопасности обыскивать покупателей, даже если для этого есть все основания?
При наличии улик (это может быть сигнализация или видеозапись, фиксирующая кражу) охранник может попросить покупателя добровольно показать вещи. Обычно в таких случаях приглашают в комнату для досмотра. При проведении досмотра обязательно должны присутствовать понятые в количестве двух человек, а весь процесс должен фиксироваться в документах — это может быть протокол или видеосъёмка.
Если у охранника имеются подозрения, что покупатель совершил противоправные действия, он имеет право лишь остановить предполагаемого нарушителя, при этом назвав причину остановки, и вызвать полицию. В данном случае покупатель не обязан дожидаться прибытия полиции и вправе покинуть магазин. По словам юристов, если охранник силой задерживает подозреваемого в краже покупателя до прибытия полиции, это действие может быть квалифицировано как незаконное лишение свободы.
Обыск уполномочены производить только сотрудники полиции. Процедура обыска проводится только лицом одного пола с подозреваемым в краже и в присутствии понятых и специалистов того же пола.
Вправе ли охранники задерживать и обыскивать детей?
Особая история с детьми — далеко не каждый ребёнок (в силу возраста или воспитания) понимает, что товары в супермаркете не бесплатные и брать их без разрешения родителей нельзя. Если охрана заподозрила ребёнка в краже, может ли она начать его обыскивать? Могут ли оштрафовать родителей за ребёнка-воришку?
В случае кражи, совершённой ребёнком до 14-летнего возраста, ребёнку ничего не грозит, а вот с 14 лет наступает уголовная ответственность, отмечают специалисты.
Они рекомендуют родителям всё-таки не оставлять без присмотра детей в магазинах: собственно, этого требует законодательство. За неисполнение своей прямой обязанности родителям грозит административная и даже уголовная ответственность, предупреждают юристы.
Законно ли не оставлять свои вещи в камере хранения?
Охранники в супермаркетах следят за тем, чтобы с полок магазина не исчезали товары. За личными вещами покупателей, оставленными в камерах хранения, никто не следит, о чём предупреждают объявления на большинстве камер хранения. При этом нередко сотрудники супермаркета возмущаются, когда клиенты направляются в магазин, минуя отсек с ячейками хранения. На чьей же стороне правда?
Вообще, хранением, согласно ст. 886 Гражданского кодекса РФ, является обязательство сохранять переданную вещь и возвратить её в сохранности, говорят юристы. А поскольку продавец не берёт на себя таких обязательств, то такие камеры хранения на самом деле являются лишь местом для оставления крупных вещей. Это организуется не для удобства покупателей, а для минимизации потерь магазина: крупными сумками или зонтами можно задеть и уронить товары с полок, мелкие воришки прячут в складках одежды товары, не желая за них платить и тому подобное.
«Только сами владельцы вещей могут решать, оставлять ли свои вещи в таких камерах, ведь по возвращении их можно и не найти, а отвечать за это никто не будет. Однако, отказываясь сдавать свои вещи, следует быть готовыми к тому, что на выходе из магазина вас могут попросить показать содержимое сумок, карманы пальто и т. д. (как было описано выше)», — добавляет Варламов.
Можно ли заходить в супермаркет с товарами, купленными в другом магазине?
Бывает, что покупатели заходят в супермаркет с продуктами, купленными в другом магазине (кто-то не доверяет камерам хранения, за которые магазин не несёт ответственности, кто-то просто забывает сдать сделанные ранее покупки), и потом имеют неприятности с охранниками. Хорошо, если есть чек, подтверждающий покупку в другом месте, но как быть, если чека нет? Как доказать, что товар не украден?
«Покупатель имеет право входить в магазин с любыми вещами, даже если такие же товары продаются в данном магазине, просто он должен об этом предупредить сотрудника магазина», — отвечает адвокат Юлия Никифорова.
«Доказывать невиновность нет необходимости, обычно следует доказать вину (ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст. 5 Уголовного кодекса РФ). Для этого во многих магазинах есть камеры наблюдения, запись с которых возможно получить за сравнительно небольшое время. Но расследовать такие случаи должна полиция, а не охранная компания, обслуживающая магазин (здесь можно ссылаться на пункт 8 части 1 ст. 13 закона «О полиции» — прим. ред.). Поэтому при отсутствии чека придётся задержаться в магазине до приезда полицейских, выяснения ими обстоятельств и установления вины либо невиновности», — говорит юрист компании «Деловой фарватер» Павел Ивченков.
Что делать, если расходятся стоимость товара на ценнике и на кассе?
В период распродаж или в случае банального повышения цен продавцы не всегда успевают переписывать ценники, и случаи, когда стоимость товара на кассе отличается от его стоимости на полке, не редкость. Поэтому, во-первых, надо проявлять бдительность, чтобы не быть обсчитанным, а во-вторых, знать, что продавец обязан продать продукт по той цене, которая указана на ценнике.
В беседе с кассиром вы можете сослаться на 10 статью закона «О защите прав потребителей», согласно которой «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». При этом цена товара в рублях является частью данной информации. По каким бы причинам ни произошёл разрыв в данных на ценнике и на кассе, подобные факты означают невыполнение продавцом своих непосредственных обязанностей.
Если же и кассир, и вызванный администратор отказываются признавать действие закона и продавать товар по цене, указанной на ценнике, требуйте жалобную книгу и делайте в ней запись о данном нарушении.
Нелишним будет обращение в Роспотребнадзор и/или в организацию по защите прав потребителей. В качестве доказательства нарушения можно использовать фотографию ценника и завышенную стоимость товара, указанную в чеке. Подтвердить нарушение продавца также могут свидетели.