Примерное время чтения: 4 минуты
9146

Коммунизм на Западе. Где в мире бесплатный проезд в транспорте

Автобус в Люксембурге.
Автобус в Люксембурге. / Fränz Bous / Flickr.com

Проезд в общественном транспорте через 15 лет может стать бесплатным. С такой инициативой выступило Министерство транспорта России. Взамен ведомство предлагает сделать платным проезд по большинству трасс: с 2025 году платными могут стать дороги регионального значения, а с 2035 года — дороги всех категорий, говорится в обновленном проекте транспортной стратегии, на который ссылается РБК.

Практика с бесплатным общественным транспортом применяется в разных странах. Рассказываем, где в мире можно ездить на автобусах, троллейбусах, трамваях и поездах и не платить за это.

Люксембург

Бесплатный проезд в общественном транспорте действует в ряде городов по всему миру, но единственной страной, полностью отменившей плату за поездки, является Люксембург. Ввели бесплатный проезд в герцогстве в этом году, причем действует он для всех: для граждан и для гостей страны. Как пишет местное издание 5minutes, сохранена только плата за проезд в первом классе.

В Люксембурге остро стояла проблема пробок: ежедневно на работу сюда приезжают тысячи жителей Бельгии, Франции и Германии. Поэтому власти пошли на эксперимент с бесплатным проездом в автобусах, трамваях и даже поездах. Годовая выручка от продажи билетов составляла 41 миллион евро, теперь эта сумма будет тратиться из налогов, сообщал министр мобильности герцогства Франсуа Бауш

По его данным, уровень инвестиций в общественный транспорта в Люксембурге является самым высоким в Европе: 660 евро на человека в год. А отказ от взимания платы за проезд сэкономит для 40% домохозяйств по 100 евро в год.

Эстония

В 2013 году плату за проезд в общественном транспорте отменили в Таллине. В эстонской столице, как и в Люксембурге, таким образом хотели решить вопрос пробок, а еще увеличить число налогоплательщиков. Сейчас заторов на таллинских улицах практически нет, а население города выросло на 16 тысяч человек. Увеличились и налоговые поступления — на 20 миллионов евро в год. Незарегистрированные в Таллине (в том числе туристы) должны оплачивать проезд: билет на одну поездку в автобусе стоит 1 евро, если покупать через специальное приложение, и 2 евро, если покупать у водителя.

В 2018 году эстонские власти распространили бесплатный проезд в 11 из 15 регионах: Валга, Выру, Вильянди, Пылва, Ярва, Йыгева, Тарту, Ида-Виру, Хийу, Сааремаа, а также на маршрутах Северной Эстонии в Западном уезде. Здесь кататься на общественном транспорте и не платить можно всем: и местным, и туристам.

Мельбурн, Австралия

В Мельбурне крупнейшая в мире трамвайная сеть. Есть здесь и трамвай для туристов, который ходит по центру города и за проезд в котором не нужно платить. Учитывая австралийские цены, это очень кстати, но бесплатным трамваем вовсю пользуются местные жители: в час-пик они забиты мельбурнцами, отправляющимися или возвращающимся с работы. 

Женева, Швейцария

Ни в одном городе мира нет столько международных организаций, как в Женеве. Здесь находятся штаб-квартиры ООН, ВОЗ, МВФ, ВТО, Красного Креста и др. Туристы едут в Женеву со всего света, для них здесь бесплатные музеи и бесплатный проезд из аэропорта до города, а в отелях путешественникам выдают еще и транспортную карту, по которой опять же бесплатно можно ездить на трамваях, автобусах, поездах и даже на водных видах транспорта.

Для понимания уровня экономии на бесплатном проезде в Женеве: в прошлом году корреспондент АиФ.ru за 10-минутную поездку из аэропорта Цюриха в город заплатила 6,5 франков (543 рубля по текущему курсу).

Дюнкерк, Ньоре, Франция

В соседней Франции тоже есть города с бесплатным проездом в городском транспорте — это Ньоре и Дюнкерк. 

В Дюнкерке отменили плату за проезд, вдохновившись опытом Таллина. Разница только в том, что в Дюнкерке бесплатный проезд в том числе и для гостей. По данным властей, на некоторых маршрутах пассажиропоток увеличился более чем на 80%. 

«Cерьезный рост пассажиропотока очень нас удивил. <...> Плата за проезд делала из пассажиров клиентов, пусть она и была небольшой. А отказ от нее сделал жителей сплоченнее и вежливее. Мы заново изобретаем общественное пространство», — рассказывал мэр Дюнкерка Патрис Вергиет изданию The Guardian.

Кстати, в Дюнкерке и Ньоре доходы от продажи билетов покрывали лишь 10% расходов на обслуживание транспортной инфраструктуры.

Чаннин, Китай

Китайский Чаннин — самый крупный город, где действует бесплатный проезд на общественном транспорте. Здесь проживает более 800 тысяч человек. А плату за проезд в автобусах в Чаннине отменили в 2008 году. Так местные власти хотели привлечь на работу в город сельских жителей.

В день отмены платных билетов пассажиропоток в чаннинском транспорте вырос на 60%.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах