Москва делает ставку на экологичный, быстрый и манёвренный транспорт.
Число электробусов, бегающих по столице, выросло до 450. Почему за ними будущее и каким хотят видеть транспорт пассажиры?
Уже 36 маршрутов – «от аккумулятора»
Каждый день на московском транспорте регистрируется 20 млн поездок, и постепенно всё больше маршрутов отдаётся электробусам (к 2024 г. они должны составить треть столичного парка наземного транспорта, а их число достигнет 2600). Сейчас электрический транспорт курсирует на юго-западе, западе, северо-западе, севере, северо-востоке, востоке и в центре столицы. Опрос пассажиров показал, что 79% считают правильной замену устаревших средств передвижения на современные. Нынешняя техника разрабатывалась специально для Москвы с участием экспертов из России, Германии, Китая, Швейцарии и Финляндии. А собирают быстрые «бусы» ведущие российские автопроизводители – «Группа ГАЗ» и «КамАЗ».
В Москве реализуется комплексный подход в развитии общественного транспорта, и он мог бы стать моделью для других городов. На сегодня, по данным Института экономики транспорта и транспортной политики, в российской столице работает больше электробусов, чем в других европейских городах. Каждый день на маршруты выходят 450 электробусов, в то время как в Лондоне – 278, в Париже – 233, а в Берлине – 107. Кстати, с 2021 г. столичные власти полностью откажутся от закупки дизельных автобусов и будут приобретать только трамваи последних моделей и электробусы.
Последние принимают эстафету у троллейбусов – те не могут угнаться за требованиями, которые предъявляют современные мегаполисы. Как бы москвичи ни любили троллейбусы, но провода «загрязняют» панорамы улиц, а участки со стрелками нужно проезжать на малой скорости. Плюс рога периодически «отстёгиваются», а из-за непогоды линии повреждают упавшие деревья. Ну и никто не отменяет человеческий фактор – далеко не всегда троллейбус может объехать неправильно припаркованные автомобили (в Москве ездит 3,2 млн машин, и некоторые их водители не соблюдают ПДД).
«Это было трудное решение, более того, оно для нас грустное, но оправданное, – считает гендиректор «Мосгортранса» Леонид Антонов. – Во всём мире сейчас самым перспективным транспортом считается электробус. И Москва выбрала его. Когда-то точно так же популярную конку в столице сменил новый на тот момент вид транспорта – трамвай».
По словам Леонида Антонова, один «рогатый» маршрут решено сохранить навсегда как дань памяти виду транспорта, который столько десятилетий существовал в городе. Этот маршрут пройдёт от Комсомольской площади до Новорязанской улицы, где в июне 1937 г. заработал 2-й троллейбусный парк. Позднее на этой же улице будет открыт Музей транспорта Москвы. Кстати, на эту линию предполагается выпускать и ретромодели, чтобы обычная поездка стала одновременно и экскурсионной.
Тише едем… и быстрее
Почему же выбор был сделан в пользу электробусов? Они заметно тише «прародителей», на 16% быстрее и дадут им фору по манёвренности. Кстати, сотрудников «Мосгортранса» просили оценить новую технику, и 90% водителей сказали, что им нравится работать на электробусных маршрутах. Среди главных плюсов названы скорость разгона, удобство управления и плавность хода.
В столице хотят запустить электробус с так называемой гармошкой, в салоне которого умещается вдвое больше пассажиров. А ещё тестируется беспилотная модель, которая ориентируется в пространстве с помощью цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения. В Международном союзе общественного транспорта (МСОТ) уверены, что «беспилотники» стоит массово внедрять именно в системе общественного транспорта. И как раз электротранспорт проще всего освободить от водителя. «КамАЗ» уже создал прототип, а НИИ «Мостранспроект» начал оцифровывать улицы внутри Бульварного кольца. Когда центр города будет полностью готов в цифре, транспортную инфрастуктуру можно готовить для беспилотных поездок – как на электробусах, так и на личных автомобилях.