Примерное время чтения: 4 минуты
3105

Имеет ли магазин право брать плату за возврат товара?

Категория:  Доступная экономика
Ответ редакции

Пользователи торговой площадки Wildberries жалуются, что маркетплейс сделал платным возврат товара. Цена вопроса — 100 рублей.

В компании утверждают, что платный возврат распространяется не на всех пользователей. По данным Forbes, штрафуют только тех, у кого небольшая доля выкупа (менее 50%) и/или небольшая сумма выкупа (менее 40 тысяч рублей). 

«Расчет происходит автоматически в режиме реального времени. Перечисленные данные клиента (указанные выше процент выкупа и сумма выкупа) берутся не за все время присутствия клиента на маркетплейсе, а лишь за год, предшествующий покупке. У клиента доступа к этим данным нет», — рассказал источник издания.

Новости о том, что торговая площадка тестирует функцию платного возврата, появились еще в конце прошлого года. Тогда же заместитель начальника управления Роспотребнадзора Андрей Пучковский подтвердил законность данной практики. Но с одной оговоркой — магазин может брать плату за возврат товара только если тот надлежащего качества. За отказ покупателей от бракованных вещей комиссия взиматься не должна. 

При этом вопрос о юридической квалификации платных возвратов остается открытым, признает вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, заместитель руководителя Федерального Центра Медиации, председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов

Вопросы, связанные с приобретением гражданами товаров, регулируются целым рядом законов, в том числе законом «О защите прав потребителей». Он не только закрепляет право покупателя (в том случае, когда купленный товар некачественный или информация о нем не соответствует информации, представленной продавцом) вернуть товар и потребовать возврата денег без каких-либо дополнительных комиссий, но и прямо предусматривает право покупателя вернуть товар и получить его стоимость назад в случае, когда просто передумал, напоминает адвокат Сергей Ледовских.

«Покупка товаров на интернет-площадках представляет собой договор купли-продажи, заключаемый по модели click-wrap (когда пользователь, кликнув кнопку “оплатить”, акцептует условия пользовательского соглашения). В свою очередь, принцип свободы договора устанавливает, что если продавец и покупатель о чем-то договорились (в обсуждаемом контексте, о плате за возврат товара), то такое соглашение имеет законную силу. Из этого правила, разумеется, есть исключения, но конкретно данный случай к ним не относится.

Возвращаясь к указанной выше оговорке, стоит отметить, что брать плату за возврат бракованного товара торговая площадка не вправе, так как это уже будет нарушением прав потребителей, гарантированных законом», — поясняет Кузнецов.

В свою очередь, Ледовских добавляет, что закон «О защите прав потребителей» обязует продавца возвращать деньги, уплаченные покупателем за товар, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара.

«При этом очевидно, что если покупатель сам возвращает качественный товар в место его покупки (непосредственно в магазин или пункт выдачи), в таком случае продавец лишается права удерживать сумму возврата в части средств, затраченных им за обратную доставку, несмотря на то, что условия о возврате товара надлежащего качества прописаны в законе, не все граждане имеют должный уровень правовой грамотности, а потому уважающие себя продавцы, дорожащие своим именем, дополнительно доносят всевозможными способами эту информацию до покупателей, заранее предостерегая и информируя их о возможных в связи с этим финансовых затратах.

Отвечая на вопрос: “Законно ли введение денежного удержания в сумме затрат на обратную доставку?”, скажу: “Да, законно”».

Источники информации:

https://www.rbc.ru/business/23/05/2022/628b67259a7947cf4bc00b7f

https://www.forbes.ru/biznes/466539-pocemu-klienty-wildberries-platat-za-vozvrat

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах