25 лет назад американский журнал «The Economist» придумал так называемый «индекс Биг-Мака», с его помощью определяется реальная покупательская способность основных мировых валют. Суть в том, что в знаменитый будетрброд входят все основные продукты питания (то есть, фактически, это эквивалент нашей «потребительской корзины»), а продаются «Биг-Маки» практически везде. Таким образом, если сравнить цену «Биг-Мака» в одной стране, в местной валюте, с ценой «Биг-Мака» в другой стране и, соответственно, в других деньгах, станет ясно, сколько еды можно купить на ту или иную «условную единицу». Это и есть реальная покупательская способность, а другими словами — реальная цена национальных валют.
Накануне светлого праздника Пасхи мы решили провести похожий подсчёт, только за ориентир взять... праздничный кулич. Сколько стоит главное пасхальное блюдо в магазинах и насколько его цена соответствует реальной? Результаты оказались... неожиданными.
Гамбургер по-русски
На самом деле, пасхальный кулич — практически идеальное изделие для расчёта ежегодного российского аналога «индекса бутерброда». Или, по крайней мере, для отслеживания динамики цен на основные продукты питания, такие как яйца, масло, хлеб, сахар и молоко. Ведь все они входят в его состав и, к тому же, с завидной регулярностью подпадают в «топ» подорожания на российском потребительском рынке.
Так, по информации Росстата, сахар-песок по сравнению с прошлым годом подорожал на 4,1%, пшеничная мука — на 5,3%; ещё 2,9% прибавило в цене молоко и ровно на столько же стало дороже сливочное масло. И, наконец, 4,6% роста показали ценники на куриные яйца. Таким образом, средняя цена домашнего кулича как минимум выросла на 3,5%, и это без учёта почти 10% подорожания электроэнергии. Впрочем, в кошельках у нас лежат отнюдь не «росстатовские» проценты, а реальные деньги; сколько же стоит сейчас самый обыкновенный пасхальный кулич?
Своими руками
Для расчета стоимости домашнего кулича возьмём самый простой рецепт со следующими ингредиентами: 0,5 литра молока, пакетик сухих дрожжей, килограмм муки, 6 яиц, пачка масла или маргарина (200 граммов), 1,5 стакана сахара (примерно 270 г).
Предположим, пакет молока жирностью 2,5% обошёлся нам в 42 рубля — то есть в кулич мы уже пустили половину этой суммы. Ещё 14 рублей — за дрожжи и около 60 рублей — за сливочное масло, которое, кстати, в большинстве случаев почему-то фасуется в пачки по 180, 125 и 100 — но никак не 200 г. Причина, может, и не в расчёте производителя, а в особенностях производства, но как бы там ни было, в трёх случаях из пяти вам придётся купить почти в два раза больше, чем вам нужно на самом деле.
Килограмм муки высшего сорта — ещё примерно 28 рублей. Цена десятка яиц составляет около 40 рублей сейчас и, вполне возможно, вырастет до
Что у нас получилось? Итоговая стоимость всех ингредиентов кулича весом около 2 кг — 162 рубля; но это без учета затрат на энергию (плита, освещение на кухне, телевизор, миксер и т.п.) и стоимости ваших рабочих рук. Поскольку готовить вы, скорее всего, будете в выходной, допустим, что издержки на трудовые ресурсы составили 0 рублей.
В магазине
На аналогичную сумму (162 рубля) в столичных супермаркетах можно купить увы всего лишь полукилограммовый куличик. То есть в среднем цена товара заводского производства (внимание) в 4 раза больше, чем при самостоятельном приготовлении.
Читайте также | |
---|---|
Пасха опасна для здоровья? Как выйти из поста без последствий | |
Пасхальное меню: пир на весь мир | |
Кулинарные традиции на Пасху: что означают и как их соблюсти |
И дело, конечно, не в том, что продукты для заводов обходятся дороже, чем для нас; как раз наоборот: мы покупаем муку и яйца в рознице и со значительной наценкой, а они оптом — и с минимальным количеством посредников. Вот электроэнергия и аренда помещения для малого бизнеса действительно стоят больше; плюс предприятие выплачивает зарплату сотрудникам, причём не только тем, кто непосредственно месит тесто и вынимает продукцию из печи. На выручку от продажи своих изделий заводы должны покрыть абсолютно ВСЕ издержки производства, то есть любые затраты, включая покупку туалетной бумаги, оплаты телефонной связи и т.п.
Впрочем, основная наценка на куличи идёт в точках розничных продаж. Чтобы убедиться в этом, достаточно пройтись по нескольким сетевым и несетевым супермаркетам, а заодно посмотреть на уличные латки. Разница в цене на товар одного и того же производителя — от нескольких рублей до
Но покупать их всё равно будут: потому что спешат, потому что некому или некогда готовить и, в конце концов, потому что поесть куличей большинству из нас удаётся только один раз в году. Уникальность этого товара и делает его лёгким способом «развести клиента», хотя, на самом деле, есть куличи в любой другой день в году пока никто не запрещал.