Примерное время чтения: 4 минуты
192

«Рынка электроэнергии у нас нет». За высокие тарифы ЖКХ никто не ответит?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Когда придёт тепло? 16/03/2011

Повышение энерготарифов — угроза для экономического роста страны, заявил Дмитрий Медведев на заседании Президиума Госсовета, прошедшем на днях в Хакасии. После очередного скачка тарифов нас «успокаивают»: мол, за границей они ещё больше.

— С 2000 г. средние тарифы выросли более чем в 3 раза. Если тенденция сохранится, к 2014 г. мы будем иметь цены на электроэнергию в России выше, чем в США, в Финляндии... — сказал президент.

В Курской обл., к примеру, установленная местными властями стоимость электричества для предприятий уже выше, чем в Европе.

Почему так получилось? Константин Симонов, директор Фонда национальной энергобезопасности, уверен, что энергореформа в стране провалилась. Частные инвесторы, получив в руки мощности, должны были их наращивать (строить электростанции), что в итоге должно было снизить тарифы. Но они заботились только о прибыли.

Обещали, что после дробления единой энергосистемы на отдельные части новые «хозяева света» вложат огромные средства, отремонтируют имеющиеся мощности, сделают их более эффективными, будут строить новые. Это была основа промышленного роста страны, который невозможен без новых источников энергии. Говорили об этом и на нынешнем заседании Госсовета. Дескать, энергетикам нужны деньги на новые станции и линии электропередачи. Но есть ли толк отрывать средства от дефицитного госбюджета, который с трудом находит деньги на мизерное повышение пенсий, когда энергоотрасль — особенно региональные сети и сбытовые компании — остаётся неэффективной и непрозрачной? Будет ли после этого гарантия, что стоимость электроэнергии перестанет-таки расти? Вряд ли.

Ведь рост тарифов у нас научились очень умело оправдывать.

— Можно, к примеру, предъявить нам арифметику, согласно которой цена на бензин растёт из-за неправильной налоговой политики. Но в реальности мы понимаем, что проблема роста тарифов заключается в том, что как в нефтяной промышленности, так и в энергетике у нас осталась монополия. Никакого обещанного рынка в энергетической отрасли, который должен был снизить тарифы, нет, — подчеркнул К. Симонов.

Понятно, что энергетики, за долгие годы распробовавшие прибыль, не требующую особых усилий, просто так свою вотчину не отдадут. Но если государство не начнёт сейчас вмешиваться в работу этой монополии, потом жертвы могут оказаться гораздо серьёзнее. Ведь невозможно без ограничений «выкачивать» одни и те же мощности.

Тогда у нас и без цунами или любого другого природного катаклизма может наступить энергетический коллапс («АиФ» не раз писал о неуёмных аппетитах энергетиков, например в №№ 6, 13, 19 за 2010 г.).

Для изменения ситуации, считают многие эксперты, надо честно признать, что реформа была ошибочной, и попытаться восстановить вертикаль энергетики. И государство уже частично идёт по этому пути. Так, президент потребовал от правительства активнее включиться в решение проблем, вызывающих рост цен на электроэнергию, и напомнил о персональной ответственности глав регионов и руководства правительства. Вице-премьер Игорь Сечин подписался под обязательством не допустить годового роста тарифов на электричество выше, чем 10% для населения и 15% для предприятий. Надеемся, на этот раз указание будет выполнено. Иначе издержки на электроэнергию «съедят» нашу экономику.

P. S. В следующем номере «АиФ» расскажет, какие изменения надо внести в законодательство, чтобы обуздать тарифы на свет, газ, тепло.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (32)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах