Мошенников ликвидируют заранее
В прошлом номере мы призвали власти начать работать не на устранение последствий деятельности мошенников, а на профилактику. В ФАС состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции на финрынках. Вопросы, касающиеся административной и иной ответственности за создание пирамид (в том числе и новый проект-афера «МММ-2011») обсуждались с участием представителей Администрации Президента РФ, Совфеда, Госдумы, Минэкономразвития, Минфина, ФСФР. Начата конкретная работа по предот-вращению создания новых финансовых пирамид.
На днях к списку беспредельщиков (поставщики услуг связи, лекарств, транспортных перевозок, бензина) присоединились продавцы угля и хлора. Из-за дружного завышения их цен подорожало отопление во многих домах. Чаша народного терпения скоро переполнится.
Почему крупный бизнес нагло нарушает закон и когда на него найдётся хоть какая-то управа? За ответами мы обратились к экспертам Федеральной антимонопольной службы.
Сговор наглецов
О. Пустина, Омск: — Число доказанных картельных сговоров в 2010 г. значительно выросло. Значит, число недоказанных увеличилось ещё больше?
В конце прошлого года картели особенно активно дали знать о себе. Больше сотни дел было связано с ростом цен на продовольствие. Крупные поставщики сильно завышали цены на сахарный песок, растительное масло, гречку. Участились случаи, когда участники аукционов на получение госзаказов договариваются друг с другом, например, о том, что они сбивают начальную цену на картошку не на
В суд — на олигарха
Н. Ильинский, Инта: — Некоторые компании идут на вторичные нарушения. Совсем страх потеряли? Или антимонопольщики стали более сговорчивы? Может, пора призвать на помощь нас, читателей?
Количество дел по антиконкурентным соглашениям (картельный сговор) увеличивается в год примерно на 30%. Суммы штрафов превышают миллиарды в год (они идут в госбюджет). Обнадёживает и то, что удалось активизировать работу с прокуратурой. Да, не все боятся больших штрафов, но все боятся угрозы лишения свободы, которое с недавних пор предусмотрено за нарушение антимонопольного законодательства. Народная активность в последнее время действительно стала большим подспорьем. Люди сообщают о нарушениях в службу чаще всего через электронную почту или по горячей телефонной линии. Кстати, обратите внимание на возможность подачи исков от физических и юридических лиц по тем делам, которые ФАС выиграла, например, по отношению к нефтяным компаниям. Допустим, вы три года назад купили 100 литров бензина, а потом антимонопольная служба доказала, что нефтяники завышали цены. Вы можете пойти в суд (если сохранился чек о покупке) и требовать возмещения убытков. Понятно, что вряд ли у кого из физлиц сохранились чеки, но предприятия же хранят документацию и вполне могут обратиться с иском. А ФАС вызовут в суд в качестве третьей стороны. Пока не было ни одного иска. Но если нефтяники будут знать, что за завышение цены они ответят не только перед ФАС (штрафами), но ещё и перед тысячами частных потребителей, они сто раз подумают, прежде чем ценники рисовать.
Многие жалуются: мол, почему на рынке вся гречка по одной цене? Налицо сговор, но для доказательства нужны свидетели. Если будут заявления от граждан с описанием фактов, то есть надежда, что антимонопольщики докажут его наличие на уровне опта (в рознице доказать намного сложнее).
О. Кустина, Борск: — Не так давно был скандал, когда сотрудника челябинского отделения ФАС осудили за взятку. Соблазны велики, зарплаты — не очень. На одной чести долго не продержишься...
Не секрет, что крупные компании, чтобы избежать ответственности, пытаются задабривать сотрудников. Но те уверяют, что у них есть противоядие — коллегиальное решение. Дела рассматриваются под надзором главы ФАС. Такая форма прописана в законе специально, чтобы не было претензий. Есть и методика назначения штрафов для компаний. За непредоставление документов — до 500 тыс. руб. Разброс оборотного штрафа (процент с капитала, находящегося в обороте) большой: если компания вела себя лояльно, исправилась, то штраф минимальный.