Обычно компания, сообщившая о факте картельного сговора, освобождается от ответственности за него — и неважно, сделала она это первой или последовала за более торопливыми партнерами. Теперь же «индульгенция» будет выдана лишь тому участнику картеля, кто «покается» первым. Повысит ли это раскрываемость преступлений в сфере монополий?
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже давно ополчилась на картельные сговоры всех видов. Ее интересуют нефтяники, удерживающие цены на бензин в то время, как нефть во всем мире дешевеет; ритейлеры, «накручивающие» плату за вход производителей товаров; и даже экспортеры рыбы, монополизировавшие торговлю с ЕС.
Однако на практике это пристальное внимание, как правило, ограничивается громкими заявлениями. Недавно антимонопольное ведомство выступило с очередной инициативой — отказаться от практики освобождения от административной ответственности всех компаний, признающихся в участии картельных сговорах. Сейчас ситуация такова: каждый бизнесмен, добровольно признавший факт участия в сговоре, освобождается от административной ответственности. Теперь предлагается сохранить поблажку лишь для тех, кто сообщил о сговоре первым, то есть, «сдал» деловых партнеров.
— Мы откажемся от либерального подхода по освобождению от ответственности за признание своей вины, — заявил Игорь Артемьев, глава ФАС. — Чтобы нам все валом сдавались и получали индульгенцию — такого не будет.
Если ФАС, как обещает, подготовит все документы оперативно, то поправка может быть принята уже в весеннюю сессию Госдумы. Таким образом, наше антимонопольное законодательство будет соответствовать зарубежным аналогам — как правило, на Западе полную «амнистию» получает только та компания, которая сдастся первой, поскольку «раскаяние» второго и третьего участника сговора уже не играет серьезной роли в раскрытии картеля. Что касается наказаний, обычно нарушителям грозит административная ответственность — штраф до 15% от оборота компании. Должностные лица, виновные в сговоре, могут быть оштрафованы на 17-20 тыс. руб. и отстранены от права занимать аналогичные должности на срок до трех лет. Но в особо тяжелых случаях возможно и возбуждение уголовного дела со всеми вытекающими последствиями.
— Мы получаем еженедельно сотни жалоб от граждан и предприятий малого и среднего бизнеса, которые уничтожаются монополистами в области энергетики, газа, железных дорог и др., — говорит И. Артемьев в интервью «АиФ». — На эти жалобы мы вынуждены реагировать. Если нарушителям закона не противопоставить силу государства, с которой они будут вынуждены считаться, то они будут продолжать пытаться подмять под себя независимый бизнес и установить своё монополистическое господство. Кроме того, монополии, как известно из всех учебников, всегда стремятся получить ещё и политическую власть.
Неудивительно, что антимонопольщикам приходится совершенствовать и ужесточать методы работы. Однако, по оценке экспертов, новый подход приемлем скорее в рамках уголовно-процессуального производства. При раскрытии групповых преступлений следователи действуют схожим образом — обещают поблажки лишь тому, кто «сдаст» подельников первым. Фактически подозреваемых провоцируют на признание: ведь мало кто из них на все 100% уверен в сообщниках. Конечно, партнеры по бизнесу вряд ли доверяют друг другу больше, чем подельники в уголовной среде. Но оснований для того, чтобы сдаваться на милость закона, у бизнесменов гораздо меньше. Риск быть разоблаченными для них не так велик, чтобы наперегонки бежать в ФАС с признательными показаниями. Да и решение суда о штрафе можно попытаться опротестовать.
Механизм реально заработает лишь в том случае, если санкции за картельные сговоры будут по-настоящему реальными и неотвратимыми. А сейчас по большей части все ограничивается громкими заявлениями, не несущими за собой серьезных последствий. Вот недавний пример — после того, как Минпромторг опубликовал список автомобилей, попадающих под программу льготного кредитования, ФАС возмутилась тем, что в этом списке нет частных российских производителей.
— Не попала ни одна модель, производимая на предприятии Таганрогского автомобильного завода, калининградского «Автотора», группы ГАЗ, продукция некоторых предприятий указана частично, — заявил Алексей Ульянов, начальник управления контроля промышленности ФАС. — То есть в итоге получается такая ситуация, что мы помогаем государственной организации «АВТОВАЗ» и крупным зарубежным корпорациям в лице компаний Ford, Volkswagen. А частный отечественный автопром мы, получается, не поддерживаем.
Эффект от этих заявлений пока был один — из списка «вылетел» автомобиль Volkswagen Jetta, явно попавший туда случайно. Его розничная цена начинается от почти 600 тыс. руб., тогда как под действие программы льготного кредитования попадают лишь автомобили не дороже 350 тыс. руб. Никаких других моделей вместо нее в список не включили.