Начальник департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Илья Трунин на этой неделе разъяснил журналистам новые принципы налогообложения, которые его ведомство собирается ввести в действие со следующего года для сокращения дефицита госбюджета. По его словам, дополнительные доходы от вводимых налогов могут составить 200 миллиардов рублей в 2011, 370 - в 2012 и 500 млрд - в 2013 году.
Прежде всего увеличится нагрузка на сырьевой сектор. Будет повышен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти и газа (причём второй очень резко - на 61% от существующей ставки), экспортные пошлины на светлые и тёмные нефтепродукты планируется привести к единому уровню. Кроме того, возможно, пошлиной при экспорте будут облагаться цветные металлы - никель и медь.
Но самое главное - новации в налогообложении коснутся и товаров широкого потребления. В частности, Трунин назвал довольно серьёзной нагрузкой на автомобилистов грядущее повышение акцизов на бензин. Со следующего года эти акцизы будут рассчитываться в зависимости от экологического класса топлива, а не октанового числа, и увеличиваться из расчёта 1 рубль за литр в год. Так, акциз на бензин третьего класса вырастет с 4302 до 5672 рублей за тонну. Предсказать, как это скажется на росте конечных цен на топливо, представитель Минфина затруднился, однако в Министерстве транспорта прогнозируют, что удорожание составит 0,4-0,6%. По данным агентства Финмаркет, некоторые эксперты ожидают ещё большего роста: от 7 до 17% в зависимости от вида горючего.
Чтобы облегчить финансовое бремя автовладельцев, в Минфине предлагают как минимум вдвое снизить транспортный налог. По словам Трунина, для легковых автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил его необходимо даже свести к нулю. То же самое будет касаться и большегрузных машин, если для них, как ранее планировал Минтранс, введут плату за пользование федеральными трассами.
Такую «рокировку» акцизов на бензин и транспортного налога чиновники обсуждали несколькими днями ранее в ходе круглого стола по проблемам дорожной отрасли. Они надеются, что акциз, который будет поступать в казну по принципу «больше ездишь - больше платишь», поможет более эффективно финансировать строительство и ремонт дорог, чем налог, взимаемый только за факт обладания машиной.
Помимо ГСМ, увеличение акцизов затронет табачные изделия, причём будет довольно стремительным - на 30-40 процентов в год. К 2013 году планируется достичь ставки 460 рублей за тысячу сигарет, как с фильтром, так и без.
А вот алкоголь министерство финансов решило избавить от дальнейшего повышения налогов, чтобы рынок спиртного не уходил в тень (по прогнозам Росалкогольрегулирования, рост акцизов сократил бы легальный оборот алкоголя на 40%).
Скорее всего, не пройдёт и предлагавшееся Минэкономразвития дополнительное обложение предметов роскоши, так как Минфину не были представлены конкретные виды товаров.
- Акцизы должны взиматься с тех товаров, спрос на которые низко-эластичный, то есть независимо от цены потребление все равно остается достаточно стабильным. Это как раз нефтепродукты и табак. Какие ещё подобные товары можно предложить, я пока не вижу вариантов, - заметил Илья Трунин.