Несмотря на то что налоговое законодательство в России далеко от самого строгого, отечественные бизнесмены постоянно ищут пути уйти от дополнительных госпоборов. Самый популярный и почти на 100% законный способ — это вывод активов в «офшор», то есть в страну, законодательство которой позволяет платить налоги по минимуму.
— Сейчас в России действуют соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН). Они предусматривают, что если компания ведет деятельность в России, а прибыль получает в другой стране (и зарегистрирована там же), то она может платить налоги не в России, а там, где зарабатывает, — поясняет эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации» Ирина Воробьева. — По приблизительным подсчетам, из России в офшоры ежегодно уходит более 100 млрд долл.
Такая ситуация — естественно, не секрет ни для финансовых властей, ни для правоохранительных органов, но без соответствующих поправок в закон вмешаться в дело и вернуть казне многомиллиардную «недосдачу» невозможно.
— А вт налоговое законодательство США заставляет своих граждан платить налоги независимо от того, в какой стране получен доход. Поэтому проблема офшоров там не стоит так остро, — констатирует Воробьёва. — В России эта проблема остра и потому, что более 80% частных российских компаний являются непубличными, то есть данных о том, кому принадлежит данная компания, нет.
Тем не менее до сих пор этот вопрос не решался на уровне законодательной власти. Только в период кризиса и бюджетного дефицита проблема, видимо, стала настолько ощутима, что на неё обратил внимание президент РФ. В своём бюджетном послании Дмитрий Медведев потребовал перекрыть для российских бизнесменов путь в офшоры, который и пролегает через соглашения об избежании двойного налогообложения. На «зов» главы государства откликнулось Министерство финансов.
— Минфин предлагает внести поправки, которые должны законодательно определить того, кто получает конечный доход от деятельности компании (бенефициара). По мнению министерства, соглашения об отмене двойного налогообложения не должны действовать, если бенефициаром и владельцем компании в другой стране является российский резидент, — говорит Воробьёва.
То есть, российские бизнесмены, даже спрятавшись за иностранным названием и заграничной «пропиской», будут платить налоги в соответствии с российским налоговым законодательством. Вроде бы, всё просто, однако аналитики не спешат «встречать» российские деньги на обратном пути из офшоров.
— Чтобы максимально ограничить вывод денег в офшоры, российскому правительству придется отдельно корректировать договор с каждой страной, с которой заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Такие офшорные зоны, как Сейшельские или Британские Виргинские острова, вообще не имеют подписанных с Россией СИДН, и госреестры по таким компаниям закрыты, то есть определение реального бенефициара невозможно. В общем, инициатива Минфина вполне объяснима, понятна и в духе кризисного времени, когда государство любыми способами стремится обеспечить поступление налогов в бюджет. Однако практически она вряд ли будет реализуема, — заключает эксперт.