Примерное время чтения: 6 минут
10081

Транзитная дилемма. Почему без российского газа ГТС Украины ждет крах

Сюжет Газовый конфликт России с Украиной

Со следующего года объемы прокачки российского газа через газотранспортную систему (ГТС) Украины поубавятся. 1 января истекает действие транзитного контракта между Москвой и Киевом. Россия уже договорилась о поставках топлива в обход украинского маршрута с Венгрией с 2020 года. 

«Сегодня гендиректор «Газпрома» и я заключили соглашение о том, что «Газпром» будет обеспечивать поставки газа в Венгрию независимо от того, будет ли заключено транзитное соглашение между Россией и Украиной», — цитирует министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто сайт МИД республики. 

По данным главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, Москва вовсю уведомляет европейских импортеров о скором прекращении украинского транзита.

Нет транзита, нет денег на обслуживание

В Верховной раде ущерб экономики от поставок российского газа в обход Украины оценили в 3 — 5 миллиардов долларов.

«Страна потеряет минимум три — пять миллиардов долларов. Страна потеряет территорию для транзита газа и нефти, и что с нами будет? На чем зарабатывать? Огурцы будем выращивать где-то в Польше», — задался вопросом депутат Вадим Рабинович, слова которого приводит телеканал «112 Украина». По его мнению, Киев должен договариваться с Москвой, чтобы не допустить таких чудовищных последствий. 

Надо сказать, что изначально Россия действительно планировала свести к нулю транспортировку топлива через Украину — последняя неоднократно показывала себя ненадежным партнером, отбирая газ, предназначенный для европейцев. Но в дело то и дело вмешивались европейские политики, призывающие РФ не бросать соседа, зарабатывающего миллиарды долларов на транзите. 

В итоге Россия позицию смягчила — Украина сможет сохранить доход от транспортировки газа «после урегулирования спорных вопросов». На прошлой неделе на встречу с российским премьер-министром Дмитрием Медведевым приезжали украинские политики — Виктор Медведчук и Юрий Бойко. Обсуждали газ.

«Мы готовы предложить и рассмотреть разные взаимовыгодные варианты возобновления контракты по транзиту после завершения действующего контракта в конце года», — пообещал после встречи баллотирующийся в президенты Украины Бойко. 

Но в любом случае после запуска второй ветки «Северного потока» и «Турецкого потока» количество прокачиваемого через украинскую ГТС топлива снизится. По словам руководителя Совета по вопросам газовой промышленности и рынка природного газа Украины Леонида Униговского, транзит газа через Незалежную сократится на 12-13 миллиардов кубометров в год после ввода в эксплуатацию «ТП». В свою очередь бывший пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский предупреждал, что рентабельность газотранспортной системы страны возможна при транспортировке топлива не менее 60 миллиардов кубометров. «Если меньше 60 миллиардов кубометров, то ее в таком виде содержать невыгодно. Она начнет приносить убытки», — говорил Землянский в интервью АиФ.ru. 

При этом при снижении объемов транзита газа из РФ просто так заморозить газотранспортную систему не получится — она должна функционировать, чтобы население получало топливо. А это расходы, которые при сокращении доходов от транзита будут для бюджета чувствительными.

По подсчетам британской аналитической компании Mott MacDonald, минимальная стоимость обслуживания украинской ГТС при текущих объемах прокачки газа составляет 200 — 300 миллионов долларов в год. 

«Из 3 миллиардов (долларов транзитных доходов в настоящее время — ред.) найти 300 миллионов математически абсолютно можно. Поэтому с точки зрения окупаемости, с точки зрения самодостаточности, при текущем уровне доходов это является самодостаточным и финансово стабильным бизнесом», — заявлял Андрей Коболев в эфире телеканала «Прямой». 

ГТС интересна только с российским газом

Но западные инвесторы «самодостаточный» и «финансово стабильный бизнес» в лице украинской ГТС не оценили. В 2014 году на Украине был принят закон о реформировании газотранспортной системы для допуска инвесторов из Евросоюза и США (участие России в покупке доли газотранспортной системы даже не обсуждалось). «Нафтогаз» обещал, что к 2020 году в стране будет новый оператор системы, который займется управлением ГТС. Но американские или европейские инвесторы к газотранспортной системе интереса так и не проявили.

В «Нафтогазе» связывают это с высокой стоимостью ГТС — порядка 14 миллиардов долларов. При этом аудиторско-консалтинговая компания Ernst&Young оценила ее в 11,9 миллиарда долларов. Иностранным партнерам Киев хотел бы продать долю в 49% за 7 миллиардов долларов. Но даже если Украине удастся продать долю за эти деньги, в нее еще нужно вложить около 5 миллиардов на модернизацию. То есть в сумме вложения составят 12 миллиардов. Для понимания: стоимость строительства всего «Северного потока-2» составляет порядка 11 миллиардов долларов. Не говоря о том, что новый газопровод позволит Европе экономить на транзите.

«Украинская ГТС в последние годы разрушается все стремительнее, инженерный аудит технического состояния системы отсутствует, инвестиций в модернизацию нет, объем транзита снижается, что негативно отражается на состоянии сети, риски возникновения аварийности растут. Желающих приобрести такой сомнительный актив, да еще за такую высокую цену, естественно, не находится», — подчеркивает первый вице-президент Российского союза инженеров, к.э.н. Иван Андриевский

Эксперт добавляет, что отдельные участки сети недавно модернизировались, но сделано это было за кредитные деньги. 

И надо понимать, что Киев не дождется денег от иностранцев, пока последние не будут уверены в дальнейших взаимоотношениях «Нафтогаза» с «Газпромом». Сложно представить функционирование украинской ГТС без российского газа.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах