Примерное время чтения: 4 минуты
627

Парадоксы фармации. Больной человек – спонсор российского здравоохранения

Лекарственное обозрение № 19. Вирус гриппа под прицелом вакцин 12/10/2017

«В 2016 году рынок в упаковках не упал», – заметил глава DSM Group Сергей Шуляк на заседании Российской ассоциации фармацевтического маркетинга по теме «Фармацевтический рынок России. Итоги первого полугодия 2017 года».

Начиная с 2012 года объёмы фармацевтического потребления ежегодно уменьшались в среднем на 3%. И теперь кажется, что всё наконец благополучно. Растёт падавший с 2011 года ВВП. Ещё стремительнее увеличиваются инвестиции в основной капитал. Индекс промышленного производства и индекс обрабатывающих производств шли на подъём в 2014 году, но стремительно обрушились в 2015‑м. Сейчас растут даже они. Но эксперт привёл и другие цифры…

Доходы всё меньше, а сети всё шире

Зарплаты и прочие финансовые показатели на графиках держатся почти что ровно. Но это абсолютные цифры – без поправок на инфляцию. Реальные доходы наших соотечественников продолжают серьёзно уменьшаться. А вместе с ними сокращаются и обороты розничной торговли. В аптеке пациент всё активнее выбирает дженерики: как заметил топ-менеджер одной из крупных международных компаний, сегодня разбираться в аналогах стало даже модно. Последствия вынужденной экономии превратились в признак грамотности.

На фоне внешних факторов, влияющих на спрос, россияне нашли в себе мужество посмотреть на экономию с другой точки зрения. Хотя необходимость экономить от этого не уменьшилась – 2017 год повлёк ещё большее сокращение потребления оригинальных препаратов.

Первая тройка аптечных сетей заняла уже 19% розничного пространства (правда, абсолютный лидер – Ассоциация независимых аптек (АСНА) – всё-таки не совсем сетевая компания в традиционном смысле этого понятия). Крупнейшие участники руководят почти уже девятью тысячами аптек.

По данным DSM Group, число аптек, попавших в сети, стремительно росло в период «экстремума» на финансовых графиках. В 2015 году (по сравнению с предыдущим годом) в стране прибавилось 2127 таких точек. В 2016‑м – 2976. В 2017 году темпы роста сетевых аптек, кажется, снизились. Но это всё же ещё прогнозы.

«Консолидация розничного сегмента – одна из основных тенденций в этом году», – отметила на круглом столе генеральный директор AlphaRM Анна Ермолаева. Аптек в России стало ощутимо больше – 61,8 тысячи по сравнению с прошлогодними 58,1. Однако доля локальных и региональных сетей сократилась. Зато федеральные увеличили своё присутствие почти на четверть. Устояли малолокальные сети и единичные аптеки.

Ситуация с выручкой сложнее – этот показатель уменьшился у всех участников рынка, кроме крупнейших – региональных и федеральных. Участники из регионов сохранили свою прошлогоднюю долю, гиганты фармацевтики опять же ощутимо выросли.

Пациент платит, стационар экономит

Больной человек – самый ответственный спонсор российской фармацевтики (да и здравоохранения в целом). Об этом известно давно: как отмечали эксперты ещё в 2015 году, в период экономического кризиса вложения пациентов в лекарственную помощь обогнали инвестиции государственные.

Несмотря на то что за год доля льготного обеспечения увеличилась, госсектор фармации в целом сократился. Сильнее всего – почти на четверть (в процентах) – уменьшились госпитальные закупки. В упаковках клинический сегмент тоже падает.

Современная экономика – область контрастов. ВВП и инвестиции увеличиваются, доходы граждан меняются в противоположном направлении. Контрастна и фармацевтика. Когда благосостояние пациентов не в плюсе, крупнейшие аптечные сети показывают самый уверенный прирост…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах