aif.ru counter

Фармрынок-2017. И у кризиса есть своя стабильность

Корабль российской фармацевтики медленно, но верно выплывает из бурного моря кризисов. И тому есть чёткие доказательства. Но всё ли так однозначно?

С цифрами не поспоришь. Главное – не возводить их в абсолют. Ведь бывает и так, что на градуснике 36,6, а пациент тем не менее болеет. Спрос, потребление, инфляция – все эти показатели действительно говорят о том, что мы выходим из кризиса. Однако есть факторы, способные сделать рост рынка непродолжительным и вернуть фармацевтику в то неблагоприятное состояние, из которого она начинает выходить.

Вперёд, в прошлое!

«По итогам 2016 года, в розничном коммерческом сегменте отечественного фармацевтического рынка мы впервые после кризиса зафиксировали признаки восстановления спроса, – рассказывает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. – Во‑первых, стал расти натуральный спрос на препараты. И в 2014‑м, и в 2015‑м объёмы потребления медикаментов только падали. Во‑вторых, в прошлом году инфляция в аптечной рознице составила порядка 6%. Напомним, в самую яркую фазу кризиса цифра была другой – порядка 22,8%!»

К докризисным значениям инфляции фарма ещё не вернулась, но первый шаг был весьма уверенный. Показатель инфляции в 2016 году оказался ниже, чем в среднем по экономике страны (7,1%). «Ключевой тренд розницы – снижение инфляции на препараты. С этой точки зрения мы вернулись в 2014 год», – отмечает глава IMS Health в России Николай Демидов.

Через стагнацию – к росту

«В наступившем году, как мы полагаем, рынок будет расти, – прогнозирует генеральный директор аналитической компании AlphaRM Анна Ермолаева. – В денежном выражении рост должен составить 6%, и основным драйвером будет розничный сегмент».

Объём розничного сегмента, по предварительным оценкам AlphaRM, увеличится с 775 до 833 миллиардов рублей. Это без биодобавок и дополнительного ассортимента. А триллионный с 2015 года лекарственный рынок вырастет с сегодняшних 1126 миллиардов рублей до 1190.

«Розничная торговля стала приходить в себя. За последние годы впервые зафиксирован рост потребления в упаковках», – констатирует и генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Чудес не ждём

Эксперты прогнозируют: несмотря на ощущение, что кризис вот-вот уступит место благополучному завтра, экономика в обозримом будущем останется прежней. «Зависимость от экспорта нефти и газа сохранится на ближайшие годы, – предупреждает Николай Демидов. – В то же время мы наблюдаем сокращение доходов населения. В 2016 году после глубоко кризисного 2015‑го изменилась структура использования доходов. Произошло восстановление потребления в ущерб накоплениям».

Проще говоря, пациент осознал: экономить на лекарствах – не выход. Семейному бюджету так не поможешь. И пусть кошельки российских граждан не стали более объёмными, заботиться о здоровье приходится всё равно.

«По большому счёту главный вопрос – даже не цифры, а те события, которые происходят. Доля фармацевтического рынка в ВВП, как обычно в кризисные годы, сейчас подрастает. Но не за счёт роста вложения в здравоохранение, а потому что ВВП падает, – поясняет Сергей Шуляк. – Стабилизация кризиса, точнее, стабилизация его восприятия, вот в чём суть сегодняшних изменений. – Понимание того, что хуже не будет, но лучше – тоже. Понимание того, что и эта отрицательная ситуация имеет какую-то свою стабильность. Чудес не ждём. Падений – тоже. Потому что падать некуда, но опять-таки есть понимание, по каким правилам будем играть. Хотя бы приблизительно».

Вопреки «оптимизации»

Чудо, кажется, всё-таки произошло. И это рост потребления лекарств – несмотря на сократившиеся доходы пациентов. Несмотря на реорганизацию больниц и поликлиник, на сокращение врачей.

«То, что мы называем реформой здравоохранения, сказалось на доступности врачей и на перераспределении пациентов. 44% респондентов за последние 12 месяцев ни разу не посещали врача! Таковы данные исследования, проведённого нами в 47 городах России в четвёртом квартале 2016 года. В столице цифра немногим меньше – 36,4%, – рассказывает управляющий директор Ipsos Healthcare Олег Фельдман. – Изменение количества врачей и их доступности приводит к изменению потока назначений. Динамика врачебных назначений с 2015 года падает».

Потребление лекарств, однако же, растёт. Как и рынок их рекламы в специализированных изданиях. В медицинской прессе он вырос на 17%. В фармацевтической – на целых 27%. Но как долго будут расти ключевые цифры, если врачей в государственной медицине всё меньше, а контроля над рецептурным отпуском в аптеках всё больше? Значительное сокращение числа выписанных рецептов испытывает даже Москва. К тому же с 2013 года доходы медиков продолжают падать. Таковы данные исследования Ipsos Healthcare «Мнение практикующих врачей». В 2015 и 2016 годах сокращение зарплат и премий ощутил на себе почти каждый второй доктор.

Ещё одним барьером между больным человеком и медицинской помощью оказалась электронная запись. Пациенты более солидного возраста стали реже попадать на приём к врачу, отмечает Олег Фельдман.

Положение дел в медицине не очень-то благоприятствует оздоровлению фармацевтического рынка. «Оптимизация плюс контрольная закупка» в сумме способны дать… возвращение фармотрасли в самую яркую фазу кризисной ситуации. А отмеченное экспертами несовершенство такого показателя, как рост рынка, точно и ярко охарактеризовал директор подразделения «Аналитика и Консультирование» Ipsos Healthcare Вениамин Мунблит:

«Почему рынок падает в упаковках? Может быть, стали употреблять что-то приличное вместо того, что не работает? А что в этом плохого – вместо 30 упаковок неработающего антибиотика выпить одну упаковку того лекарства, которое помогает?»

Конкуренция путём концентрации

Помешать фармацевтическому рынку расти, как ни странно, может и обострившаяся в аптечной рознице борьба за маркетинговые бюджеты. «Отголоски этой темы слышны повсюду», – констатирует Николай Демидов. А генеральный директор Ассоциации независимых аптек АСНА Александр Шишкин предлагает описать и 2015, и 2016, и 2017 годы тремя терминами: концентрация, конкуренция, эффективность. По его мнению, в ближайшие годы концентрация в аптечной рознице усилится в разы. И 50–60% рынка будут контролировать 15–20 крупных сетей, среди которых обозначатся 3–4 лидера.

Такой прогноз подтверждают и аналитические данные AlphaRM: с декабря 2015‑го по декабрь 2016‑го выручка федеральных аптечных сетей увеличилась с 23% до 26%. А вот у локальных сетей сокращаются и объёмы выручки, и численность аптек – с 35% до 28% и с 34% до 30% соответственно. Сегментация рынка в целом меняется: новые игроки приходят и действуют стремительно, а среди старых и давно известных некоторые покидают ТОП‑100.

Конкуренцию же уже сейчас меняет новый участник – дистрибьютор. Если ещё совсем недавно аптеки боролись за бюджеты и место под солнцем исключительно с себе подобными, то сегодня… «Мы начинаем ощущать конкуренцию с дистрибуцией, которая, в свою очередь, тоже концентрируется и прямо заявляет о своих претензиях на те же деньги в руках у производителя», – замечает Александр Шишкин. На концентрацию аптеки смогут ответить лишь концентрацией. Круг замыкается: дистрибьютор развивает собственную розницу, розница – собственную дистрибуцию.

«На сегодня те, кто имеет доступ к маркетинговым бюджетам, могут или развиваться, или по крайней мере существовать, – поясняет глава АСНА. – Слава богу, меняется отношение производителей к эффективности взаимодействия с аптечными сетями».

Аптеки, живущие и выживающие только за счёт производителя, по большому счёту уже не фармретейл, а маркетинговые компании. В жестокой борьбе за выживание фармация теряет собственное лицо и вместе с ним, как ни странно, покупателя. Акцент на среднем чеке воспитывает в пациенте недоверие не к конкретной аптечной сети, а к аптекам вообще. Результатом будет всё то же сокращение потребления в упаковках. И если прибавить к этому сотни невыписанных, но необходимых рецептов…



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли замораживать арбуз?
  2. Какие прививки рекомендуется сделать детям перед школой?
  3. Что случилось с Никитой Михалковым?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ