За 10 лет своей работы Единая государственная автоматизированная информационная система регулярно обновлялась, изменялась. Но при этом нередко судьба ее оказывалась под вопросом. И вот новая надстройка и новые правила для участников программы — переход на третью версию помарочного учета.
История развития программы
С 1 января 2006 года появились запреты на производство алкоголя без федеральных специальных марок (ФСМ) и учета их в ЕГАИС. Причем проблема была в том, что ПО еще было не отлажено до конца и не было работающей схемы перехода на ЕГАИС и ФСМ. Это привело к тому, говорят эксперты, что заводы встали. Оказалось, что многие из них не могут ввести в систему реквизиты своих партнеров и оптовых организаций, без чего нельзя им отправлять продукцию. Также проблемы возникли и с теми производителями и импортерами, которые располагали товарами с новой маркой. Они также не могли отгрузить все оптовикам, т.к. не проходила фиксация этих сделок в системе. Проблемы продолжались в течение полутора месяцев.
В марте 2006 года Роспотребнадзор ввел запрет на ввоз и торговлю вином из Грузии и Молдавии из-за найденных в них вредных веществ для здоровья человека. Но при этом не раз звучало предположение, что такая мера была введена в качестве поддержки отечественного производителя.
В апреле 2006 года прошел запрет на закупку импортного алкоголя, не имеющего спецмарок. И в этом случае, отмечают эксперты рынка, ситуация протекала более болезненно для рынка, т.к. импортеры никогда не работали с такими учетными системами. 1 апреля 2006 года была официально прекращена продажа алкоголя со старыми марками. И это привело к апогею алкокризиса. Заводы прекратили выпуск продукции, с полок магазинов пропал алкоголь со старыми акцизами.
В августе того же года министр финансов Алексей Кудрин отметил, что система не работает. Причем, как он заявил, ответственность за это должны понести все ведомства, которые занимались внедрением ЕГАИС — Минфин, Минсельхоз, МЭРТ, таможня, налоговая. При этом никаких пояснений, когда же все-таки система заработает, дано не было.
Ближе к концу лета 2006 года начали работать в «ручном» режиме — стали фиксировать сведения об обороте спирта и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС руками. Изменения коснулись тех случаев, когда организация просила налоговую службу записать данные посредством дискет и ручного ввода сведений.
В сентябре открыли учебный центр ЕГАИС. Занятия до этого по работе с системой были бесплатными, но когда их стали организовывать СУАР, их стоимость составила 15 тысяч рублей.
ФНС в конце сентября издала приказ, по которому работа в «ручном» режиме усложнилась. Это было необходимо, т.к. проявились случаи необоснованного использования этого режима работы. Техническая необходимость в таком уже отпала, а организации пользовались им при дублировании электронных отправок «для надежности». Также такой вариант подходил тем, кто не был заинтересован в оперативном предоставлении сведений об отгрузках.
В октябре 2006 года к системе были подключены 489 организаций-производителей, 2339 оптовиков и 111 импортеров. В этот же период отмечается снижение импорта алкоголя на 87%. 2 ноября режим «ручной» работы с системой был официально отменен.
Проблемы пользователей
Эксперты отмечают, что те, кто подключились к системе, столкнулись с целым рядом проблем. Так, например, отсутствовали единые справочники продукции. Они должны были быть сформированы в ФЦУКе и отправлены до конечных пользователей по целой цепочке. Однако организовать данную работу было некому, и на начальном этапе компаниям по производству и продаже алкоголя эту работу надо было проводить своими силами. Администраторы же оказались неподготовленными к обслуживанию новой системы. Каналы связи имели пропускную способность 256 кБ/с и устаревшие серверы ФНС, а значит, не выдерживали нагрузки роста числа клиентов ЕГАИС, возраставшего со скоростью лавины. И это, естественно, становилось причиной множественных сбоев в сети.
Недоработанной оказалась и процедура складского учета — в программе не был предусмотрен учет остатков продукции, из-за чего пользователям приходилось искать альтернативные пути, например, проводить отгрузку товара самим себе. Не существовало и нормативных документов, по которым должен был проводиться «бой».
Программа различала организации по индивидуальному налоговому номеру и коду причины постановки их на налоговый учет. В результате, все объекты организации, подлежащие раздельному бухгалтерскому учету в рамках одного юридического лица (например, производство и оптовый склад) воспринимались системой как одно и то же.
Проблемы были и с интерфейсом программы. Он был совершенно не приспособлен для нормальной работы.
Новшества и изменения
В 2007 году ЕГАИС решили подключить и к работе с парфюмерными производствами. Из-за имеющихся недоработок в системе, деятельность парфюмерных компаний остановилась практически так же, как и алкогольных. Но парфюмеров вывели из-под ЕГАИС практически сразу же. К концу 2007 из-под действия ЕГАИС были выведены и оптовые компании. Получилось, что система работает частично и предоставляет данные об отдельных этапах реализации спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции. Всей картины по цепочке «производитель — потребитель» система не предоставляла. И это делало ее недееспособной.
В Минфине решили перезапустить систему в конце 2007 года в автоматическом режиме — считалось, что это позволит ведомству организовать ее работу без недочетов и сбоев. Но полный запуск не состоялся из-за недочетов в ПО. В 2009 году заговорили об отказе от данной системы учета. Однако к концу 2009 года обеспечение все же было внедрено и стало работать бесперебойно. Продолжали сохраняться проблемы с передачей и обработкой информации.
В 2016 году система начала отражать оборот и подтверждение факта закупки. Позже к системе присоединились и деревообрабатывающие предприятия.
Сейчас отмечается переход на помарочный учет и, как следствие, сбои в рознице, проблемы в ресторанах и трудности с покупкой нового оборудования.