Примерное время чтения: 6 минут
4916

Гиганты в минусе. Магазины электроники в РФ переживают не лучшие времена

/ freemixer / istockphoto.com

Российский рынок электроники и бытовой техники оказался крайне уязвимым. Вслед за уходом иностранных брендов начали массово закрываться российские магазины. По оценке аналитиков, емкость рынка по итогам 2023 года сократится на 15% и составит 382 млрд рублей. С чем связаны проблемы и стоит ли верить в светлое будущее, эксперты рассказали aif.ru.

Подсчитывают убытки

Выручка крупных сетевых магазинов техники и электроники после введения санкций сильно упала. Например, она снизилась у одного из крупнейших игроков — «М.Видео» — на 18%, а чистый убыток составил порядка 5 млрд руб. Об этом говорится в отчете компании за первое полугодие 2023 года. По словам экспертов, «М.Видео» — лидер рынка, это маркер и индикатор положения дел всей отрасли. Второй крупный игрок — DNS. Если такие гиганты терпят убытки, а их продажи стремительно падают, то про более мелкие компании и говорить не приходится.

Рынок бытовой техники и электроники на 100% зависит от импорта, отмечает генеральный директор INFOLine Иван Федяков. «И это не являлось проблемой до прошлого года, — говорит Иван Федяков. — Но в прошлом году Минпромторг снял ограничения на ввоз некоторых позиций по параллельному импорту. Резко активизировалась челночная торговля, мелкооптовые поставки. И в результате получается, крупные сети магазинов электроники не могут себе позволить продавать продукцию, не адаптированную под российское законодательство, они просто рискуют нарваться на штраф. Цены на товары у них выше, и поэтому падает выручка».

На «М.Видео» и DNS приходится больше половины всего оборота электроники в России, они с огромным отрывом идут от всех остальных, объясняет Иван Федяков. «Я думаю, что в ближайшее время может произойти сокращение физических магазинов любых компаний электроники и бытовой техники, — говорит аналитик. — Например, скоро „М.Видео“ начнет закрывать магазины. Об открытии новых и речи быть не может. DNS в этом плане более устойчив, так как у сети достаточно сильная позиция в b2b-продажах, и это поддерживает работу их магазинов. Но не исключаю, что DNS также вынужден будет закрывать магазины».

Представитель компании DNS в телефонном разговоре сообщил корреспонденту aif.ru, что не может давать комментарии в текущей ситуации, политика компании это запрещает.

Валюта наращивает цены

Эксперты сошлись во мнении, что валютные колебания рано или поздно приведут к росту цен на электронику и бытовую технику. И в конечном итоге все это ляжет на плечи потребителей. «На рынке бытовой электроники наблюдается некоторое повышение цен, связанное с ослаблением курса рубля относительно доллара», — подтвердил доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков.

Однако многие сети успели завезти продукцию по прошлогоднему курсу, уточняет Иван Федяков. «Конечно, после полной реализации этого товара мы неминуемо увидим рост цен, потому что на текущий момент рубль ослабел на порядка 30% с начала года. Я думаю, повышение начнется с середины ноября, декабря», — полагает эксперт.

Тенденции в России схожи с тенденциями в других странах — стоимость товаров растет, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Доход потребителей не меняется параллельно с изменениями курсов, — говорит собеседник. — Большинство людей становятся перед выбором: либо ты покупаешь то же по более высокой цене, либо ты рассматриваешь другие марки. И это нормальный выбор, провоцирующий рост рациональных, а не эмоциональных покупок».

Люди стали экономить и экспериментировать с покупкой недорогих товаров, говорят специалисты. Часто экономят на гарантии и сервисном обслуживании бытовой техники. Кроме того, потребители сталкиваются с новой проблемой: отсутствием сервисного обслуживания марок, которые ушли с рынка.

«Сегодня большинство товаров поставляются по параллельному импорту челноками или неизвестными компаниями, и они никаких гарантий не предоставляют. А если кто-то и дает гарантии — то это элементарное введение потребителей в заблуждение», — предостерегает Федяков.

90-е вернулись

Эксперты по-разному оценивают перспективы развития рынка бытовой техники и электроники в России. Одни сравнивают ситуацию с 90-ми годами прошлого века, другие настроены позитивно.

«Из цивилизованной торговли, к которой мы так стремились последние несколько десятилетий, мы в одночасье отброшены на 20-30 лет назад. Мы фактически вернулись к ситуации начала 90-х годов, когда в России не было официальных представительств иностранных компаний, иностранных брендов», — считает Федяков.

Максим Чирков полагает, что зарплата и доходы в России растут динамично, реальные доходы также имеют положительную динамику, поэтому и перспективы у рынка неплохие. «Соответственно, в будущем россияне будут тратить больше на электронику», — добавляет эксперт.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах