Минуту внимания!
Торговля сегодня разрешена только в поездах-экспрессах. Но зайдите в любую электричку, и вы поймёте, что в ней одновременно работают до 10 граждан с пухлыми сумками всевозможных товаров. В Москве они начинают курсировать по вагонам ещё до отправления поезда. Ловить «ручников» непросто — ссадить их с электрички, составить протокол и выписать штраф (до 5 тыс. руб.) может только сотрудник правоохранительных органов. Но не сажать же в каждый поезд по полицейскому?!
Что оставить?
Главная задача железной дороги — перевозить людей, а не обеспечивать их плюшками и сканвордами. «В часы пик наполняемость электричек достигает 150%, а по отдельным направлениям — 180-200%. В этих условиях продавцы создают неудобство пассажирам, — говорит Гамид Булатов, 1-й замруководителя Департамента транспорта Москвы. — Да и продукция, которой они торгуют, может представлять опасность для потребителей».
Если кто-то отравится пирожком или порвёт при первом же использовании «вечные перчатки», что он сделает? Явно не станет искать продавца, а пожалуется и железнодорожникам, и в столичный Департамент транспорта. Именно поэтому правительство Москвы разрабатывает законодательную инициативу, которая позволит ввести полный запрет на незаконную торговлю в электричках. Предлагается наделить охранников (сопровождающих контролёров) полномочиями выдворять коробейников из поезда, предварительно засняв их работу на фотоаппарат или видеокамеру. Текст законопроекта полностью не готов — ещё не проведены консультации с экспертами и пассажирами. И те и другие могут предложить свой «рецепт лечения».
Как сообщили «АиФ» в Центральной пригородной пассажирской компании (она является официальным ж/д перевозчиком в столице и в 9 соседних областях), в прошлом году пассажиры прислали 134 жалобы на нелегальную торговлю, а в первом квартале 2015-го — 29. Это совсем немного. Ведь бизнесом на колёсах занимаются тысячи коммерсантов. Может, не стоит изгонять всех?
«Есть товары, которые очень нужны в пути, — уверен Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров. — Это, например, вода и пресса. Что ещё включить в перечень, должны решать сами пассажиры, поэтому без масштабного опроса не обойтись. Что касается отбора торговцев, я думаю, выдавать им что-то вроде лицензии должна компания-перевозчик, например, вместе с нагрудным знаком, где значится фамилия продавца или номер разрешения». «Побороть нелегальную торговлю может только её законный аналог, — считает Константин Трофименко, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов при Высшей школе экономики. — Когда у людей будет выбор — покупать качественный товар или непонятно что, они, безусловно, выберут первое». А вам нужны «дорожные» покупки? Голосуйте на сайте aif.ru.