Благо, кроме рук и Интернета, для этого сейчас мало что нужно. Какими идеями можно «подкормить» свой маленький бизнес? «АиФ» отвечает на этот вопрос конкретными примерами.
Ирина Павленко, 29 лет.
Что делает: фотоальбомы.
Цена: порядка 3 тыс. руб. за шт.
Доход:
Сначала девушка сделала необычный альбом для новорождённой дочери в технике «скрапбукинг» («книга из вырезок») и выложила в свой интернет-дневник его фотографии. Читатели дневника начали просить сделать что-то похожее и им, разумеется, не бесплатно. На изготовление одного альбома уходит от 2 суток до 3 недель. Сейчас Ирина делает не только альбомы, но и открытки, «конверты» для дисков и уже размышляет над открытием собственного интернет-магазина товаров для «скрапа».
Амира Шихи, 22 года.
Что делает: шоколадные конфеты.
Цена: порядка 1,7 тыс. руб./кг.
Доход: около
В декретном отпуске по уходу за близнецами математику захотелось вкусных шоколадных конфет. Но они очень дорого стоили. Тогда она изучила состав любимого лакомства, разузнала, где продаются его ингредиенты, и устроила подобие мини-фабрики на собственной кухне. Теперь там «пекутся» трюфели, марципан, нуга. Сначала о таланте Амиры узнали друзья, они же стали первыми заказчиками и посоветовали ей упаковать десерт в красивые коробки и предложить интернет-сообществу.
Алёна Богданова, 25 лет.
Что делает: экологическую косметику.
Цена: около
Доход: от 10 тыс. руб./мес.
Став мамой, Алёна начала интересоваться экологически чистыми продуктами, жизнью без химии — даже стирать решила не порошком, а специальными мыльными орехами. Научилась сама делать мыло, шампуни. Выложила информацию о своём рукоделии в Сеть и тут же получила вопросы: «Почём?» С учётом большого спроса на экомыло и его высокой стоимости в магазинах достаточно было просто не наглеть при написании ценников. Теперь у неё свой интернет-магазин, который предлагает продукцию и других мастеров.
Людмила Сидорова, 28 лет.
Что делает: духи.
Цена: в среднем 5 тыс. руб./флакон.
Доход:
— Главное для духов — хорошие компоненты и свободное время», — объясняет парфюмер-любитель Людмила. До этого она работала архитектором, но кризис «перекрыл кислород» — за три года её бюро не получило ни одного заказа. Эксперименты с запахами она начала 8 лет назад: читала книги по ароматерапии, ходила на семинары для парфюмеров, пыталась повторить прославленные запахи. Но развлечение оказалось дорогим: один только компонент — качественное эфирное масло — стоит не меньше 10 тыс. руб. за крошечный флакончик.
— Чтобы как-то «отбить» потраченные на хобби деньги, я стала предлагать духи на продажу, дала объявления в Интернете. Сначала заказов было мало, но люди рекомендовали меня друг другу и приходили спустя месяцы снова.
На одного человека Людмила тратит не меньше недели: она трижды встречается с клиентом, беседует, даёт на пробу сотни разных флакончиков, чтобы создать один-единственный.
Комментарий эксперта
Геннадий Усков, эксперт по вопросам развития предпринимательства:
— Тем, кто захочет продавать результаты своего хобби, советую оформить статус юридического лица или индивидуального предпринимателя. Во-первых, с каждого полученного рубля мы должны платить налоги. Во-вторых, это упростит решение спорных вопросов с клиентами, например, при возврате неподошедшего товара. (О том, как стать индивидуальным предпринимателем, читайте в следующих номерах «АиФ». — Ред.)
Читайте также
Как перестать «работать на дядю». 10 секретов успешного фриланса