Примерное время чтения: 11 минут
2707

Теория и реальность. Как и почему экономические циклы влияют на нашу жизнь?

Не стал исключением и мировой экономический кризис, который официально где-то закончился, где-то нет, но газеты, телевидение и Интернет продолжают о нем говорить.

Федор Санников, президент Oxenuk Management LLC:

Кто-то ругает правительство, кто-то просто ждет лучших времен, но всех интересует ответ на вопрос: с чего бы это мы стали жить хуже, ведь работать меньше не стали? В периоды экономических спадов возрастает спрос на книги о кризисе, о его исследованиях, и на все, что может хоть как-то помочь справиться с ним... Интересно, что в 2008 был зафиксирован рекордный спрос на труд Карла Маркса «Капитал» — более чем в 4 раза превышающий «норму».

Давайте попробуем разобраться и сделать выводы: что лежит в основе экономических кризисов. Исследований на эту тему множество, мы не ставим целью охватить их все... но, как мы заметим далее, есть нечто, что их объединяет. Обратимся к теории.

Вспоминаем Маркса

Справка
Валовой Внутренний Продукт (ВВП) страны — это стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления

Ниже мы будем говорить об экономике страны, подразумевая под этим ее ВВП (о нем мы говорили в предыдущих статьях).

По современным представлениям экономика движется по следующим стадиям: Подъем-Пик-Спад-Дно. Подъем экономисты любят называть «экспансия», а спад — «рецессия». После дна снова следует Подъем, и все повторяется сначала. Нас интересует, как часто сменяются стадии? Здесь все не так однозначно. Они бывают и редко, и часто...

Подъемы и спады экономики существовали с момента ее зарождения. Впервые они были замечены в XIX веке. В 1847 году английский ученый Х. Кларк отметил, что между двумя мировыми «экономическими катастрофами» 1793 и 1847 годов прошло 54 года, и предположил, что такой интервал не случаен.

Другой английский ученый В. Джевонс заметил повторяющиеся длительные периоды роста и падения в анализировавшихся им рядах цен. Однако он не смог найти объяснения этому явлению.

В 60-х годах XIX века К. Марксом была разработана теория циклических кризисов. Эта теория дала толчок к изучению феномена длинных экономических волн учеными марксистского толка.

В начале XX века английский экономист Джозеф Китчин открыл краткосрочные экономические циклы, которые повторяются каждые 3-4 года. Сегодня считается, что причиной таких циклов является изменение предпочтений людей и обновление товаров длительного пользования. Это вызывает необходимость изменений в экономике, когда одни отрасли начинают играть более важную роль, чем другие, изменяется загрузка производственных мощностей. С этими циклами мы имеем дело чаще всего и подробнее разберем их ниже на примере появления сотовой связи.

Французский экономист Клеман Жюгляр открыл среднесрочные экономические циклы, которые повторяются каждые 7-11 лет. Циклы возникают из-за изменения спроса на оборудование в результате технологических изменений. Пришла технология — жди кризиса... Здесь причиной является не просто изменение загрузки оборудования, а, скорее, его замена. Например, в наш бурный информационный век мы сменили счеты на ЭВМ, а ЭВМ — на компьютеры. Это требует инвестиций для бизнеса, приводит к увольнению, обучению, найму и приспособлению персонала, а для этого нужно время...

Есть и более длинные циклы, с которыми мы сталкиваемся реже. Американский экономист российского происхождения Саймон Кузнец в 30-е годы прошлого века открыл экономические циклы с периодом 15-25 лет. Наконец, русский экономист Николай Кондратьев открыл периодические циклы мировой экономики продолжительностью 40-60 лет.

Таким образом, мы и сейчас находимся на какой то стадии цикла: это может быть рост в коротком цикле и одновременно спад в длинном. И так будет всегда, пока есть экономика...

Ищем виноватых

Рассмотрим причины подъемов и спадов в современных теориях.

Так называемая «господствующая теория бизнес-циклов» говорит о том, что причиной является то, что потенциальный ВВП страны растет с постоянной скоростью, а спрос — с разной. Что это значит? Потенциальный ВВП — это ВВП, который может произвести страна, если в ней будет полная занятость. Мы не будем углубляться в определение полной занятости, важнее здесь понимание того, какое в стране производство и какое потребление. Если производим больше, чем можем купить, возникает спад: товар никому не нужен, а значит, вырастут запасы на складах, персонал будут увольнять. Если производим меньше, чем можно потребить, возникает инфляция: товара мало, все хотят купить. В идеале производить нужно столько, сколько можно потребить, но на деле никто не знает, сколько... Вот и предполагаем, то больше, то меньше.

В среде теоретиков существуют разные мнения о том, почему и как меняется спрос. Например, монетарная школа говорит, что спрос определяется количеством денег в обращении, а количество денег регулирует государство через центральный банк. Чем больше денег напечатано, тем больше будет спрос и рост. Отметим, что это вызывает инфляцию, и государство может начать изымать деньги, что приведет к рецессии (денег стало меньше — покупать не на что). Об инфляции и количестве денег мы писали в одной из прошлых статей.

Кейнсианская школа говорит, что изменение спроса вызвано изменением инвестиций в стране. Например, если предпринимательский дух слаб, бизнес перестает инвестировать, что приводит к увольнениям, снижению дохода и падению спроса.

Таким образом, «господствующая теория бизнес-циклов», скорее, объясняет короткие циклы и имеет недостаток: она говорит о спросе больше, чем о предложении. А ведь предложение товара также может спровоцировать спад. Например, природное бедствие может привести к сокращению предложения товаров, закрытию производств, а это в свою очередь приведет к рецессии.

Так называемая «реальная теория бизнес-циклов» говорит о том, что главной причиной экономических циклов является изменение производительности труда, а производительность определяется уровнем технологий. Например, в исследовании, где определялась связь роста ВВП США с производительностью труда в 1960-2005 гг., такая связь обнаружилась.

Вопрос, который мы можем задать: почему производительность труда падает, вызывая спад, когда технологии развиваются? Теория говорит, что появление новой технологии сначала вызывает снижение производительности, поскольку необходимо время, чтобы технология «прижилась». Например, с появлением машин кучера стали не нужны — необходимо время, чтобы нанять и обучить новых «машинистов», а пока производительность снижается. Далее идет взрывной рост производительности, и так до появления следующей технологии... Таким образом, «реальная теория бизнес-циклов» объясняет среднесрочные подъемы и спады, о которых мы говорили выше.

Кризис в «мобильнике»

Однако наиболее часто мы сталкиваемся с короткими подъемами и спадами, вызванными изменением спроса на существующий или новый товар. Рассмотрим пример с появлением сотовой связи.

Предположим, до изобретения сотовой связи люди 40% своего дохода тратили на продукты питания, 30% — на непродовольственные товары, 30% — на прочие услуги. Появляются компании сотовой связи, начинающие предлагать свой продукт. Предложение товаров и услуг в стране растет, государство печатает деньги (чтобы не было инфляции, оно должно напечатать примерно столько, сколько нужно для потребления услуг сотовой связи). Эти деньги в будущем пойдут на оплату труда сотрудников компаний мобильной связи, покупку оборудования, часть денег станет прибылью компаний.

Далее происходит следующее. Люди в других отраслях зарабатывают в среднем столько же, сколько и до появления мобильной связи, и они хотят пользоваться мобильной связью. Следовательно, они должны выбирать, от чего им следует отказываться, чтобы купить услуги сотовой связи. Например, если до запуска мобильной связи человек покупал 5 рубашек в год, он может или перейти на более дешевые рубашки, или радоваться 3 рубашкам в год, а сэкономленные деньги потратить на мобильную связь. В результате происходят так называемые «структурные изменения» в экономике. Индустрия мобильной связи начинает расти, все больше людей хотят купить мобильный телефон. При этом производство рубашек испытывает трудные времена: сокращается спрос, персонал начинают увольнять. То есть, производство рубашек теперь занимает меньшую долю в экономике страны, а сотовая связь — большую.

Так происходят изменения во всех отраслях: каждый день человек делает выбор, изменяя спрос в индустриях. Изменения происходят неравномерно, что вызывает подъемы и спады отраслей и целых экономик. Это непрерывный процесс: человечество развивается, развиваются технологии, разнообразие продуктов становится больше, появляются новые индустрии, отдельные индустрии приходят в упадок и исчезают (кассетные магнитофоны ушли, пришла цифровая техника).

Иногда это приводит к так называемым «пузырям», когда огромная часть денег устремляется в какую-либо отрасль. Так, например, было во времена «Тюльпаномании» в Голландии 17 века. Людям так хотели купить тюльпаны, что отдельные луковицы продавались по цене добротного дома. В итоге это привело к краху цен на тюльпаны (к концу 1637 года цены на тюльпаны упали в 100 раз), и в одну ночь тысячи голландцев были разорены, экономика оказалась в кризисном состоянии.

А теперь о России

Так что же явилось причиной кризиса в России? Появились ли товары, которые все бросились покупать? Или к нам пришла технология, способная перевернуть жизнь?

Все началось с кризиса финансового (проблема с рефинансированием и получением кредитов), который перешел в кризис экономический (реальное снижение Валового Внутреннего Продукта страны). До кризиса банки и крупные компании России привлекли колоссальные средства из-за рубежа в виде кредитов в долларах и евро. Когда на западе начались проблемы, им было отказано в продлении и рефинансировании кредитов. А так как обеспечением по кредитам были стратегически важные ресурсы или крупные пакеты акций, сильно упавшие в цене (цены на акции и сырье рухнули), деньги попросили вернуть. В результате банки России резко снизили кредитование внутри страны, маховик экономики начал замедляться. Инвестиции остановились, запасы товаров выросли, спрос упал, людей начали увольнять или отправлять в неоплачиваемый отпуск. Ситуация усугубило снижение цен на сырье, в результате чего остановились инвестиционные программы крупного бизнеса, с которым в России прямо или косвенно связана занятость во многих отраслях.

Зададимся вопросом: почему и когда после спада должен начаться подъем? Сегодня правительства разных стран стремятся «заставить» экономику расти. Государство может создавать, например, программы строительства дорог (обычно стимулируются отрасли, где может быть занято максимальное число работников), делать госзакупки, стимулируя спрос в определенных отраслях, снижать налоги, печатать деньги. То есть, делать все, чтобы люди и бизнес зарабатывали деньги и более активно их тратили, что впоследствии приведет к экономическому росту. Как мы уже писали ранее, количество денег в кризис, как правило, не уменьшается, поэтому задача государства — стимулировать, чтобы существующие деньги не лежали в банке (не считая разумных сбережений), а работали для роста экономики.

Если помните, мы уже отмечали, что всем причинам кризисов присуще нечто общее. Это общее — психологическая составляющая. Выбор товара, решение компании инвестировать, тратить или сберегать — все это решения, принимаемые людьми. Так что вопрос выхода из кризиса — во многом вопрос уверенности бизнеса и потребителей. Помощь государства потому и необходима, что люди не могут собраться вместе и договориться начинать покупать и инвестировать. Задача правительства — своими действиями возродить уверенность у людей, а этот процесс может протекать более или менее успешно, и от этого во многом зависит, когда начнется подъем.

В заключении приведем слова Председателя Всемирного банка Роберта Зеллика в ноябре 2010 года, по мнению которого в мировой экономике существует целый ряд проблем, основной из которых является отсутствие уверенности.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах