Примерное время чтения: 5 минут
263

Почему дешёвую российскую рыбу продают не нам, а англичанам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Хлебные корки защитят от рака 07/04/2010

Но пока нам предлагают либо перемороженных отечественных карпов, либо искусственно выращенную финскую селёдку. Где же обещанные магазины и киоски с дешёвой российской рыбой?

«Не виноватые мы!»

Год назад Росрыболовство намеревалось «порвать рынок» рыбной торговли во всей стране и накормить всех качественным родным продуктом. Тогда же ведомство представило проекты спецмагазинов (организация торговой точки экономкласса, по их расчётам, должна была обойтись в 4 млн руб.), проиллюстрировав их идеалистическими фотографиями европейских прилавков. По задумке чиновников, предприниматели должны были с большим удовольствием реализовать эти проекты. И тогда уже к концу прошлого года в стране могло появиться более 50 магазинов. Не получилось (в нескольких городах такие торговые точки были-таки торжественно открыты, но торговля там не заладилась из-за перебоев с поставкой рыбы).

Не осилив реализацию идеи с полноценными магазинами, продающими свежую продукцию, планы Росрыболовства сузились до киосков (для начала только в Москве) с готовыми рыбными блюдами. Но до сих пор сети быстрого питания россиян ничем, кроме шаурмы и кур гриль, образно говоря, не балуют. Что же встало на пути рыбных закусочных? В центре общественных связей Росрыболовства «АиФ» сказали, что их ведомство, собственно, за продажу рыбы не отвечает. Так что они не виноваты в том, что купить доступную российскую рыбу в сыром или готовом виде мы так и не можем. Получается, чиновники не обещали, а скорее загадывали желание. Но, видимо, золотая рыбка их не услышала.

Кто управляет течениями?

Предприниматели уверяют, что готовы развернуть торговлю в любой момент, но затягивается получение разрешения.

— Мы за месяц оформили все документы для торговли в Европе, а в Москве уже полгода ходим из кабинета в кабинет, — пожаловался нам Александр Иванов, учредитель торговой компании, организующей сеть рыбных киосков, — но дело принципа, чтобы первая такая точка появилась именно у нас — в России. Мы планируем продавать готовые блюда из своей камбалы, трески, кальмаров и креветок. Но, оказывается, отечественной рыбе у нас не рады. Абсурдно, но дешевле и проще наладить поставки в столицу рыбы из Вьетнама, чем с Дальнего Востока страны.

Цифры не врут?!

Но государство в решении этой проблемы ограничивается соцрекламой, призывающей бежать за рыбой, которая нас где-то ждёт. Кстати, по мнению чиновников, именно эти плакаты позволили увеличить в прошлом году потребление рыбы с 13 до 18 кг на человека. Правда, потом оговариваются, что высчитывали эти данные по-разному. Раньше считали то, сколько мы выловили и поставили в Россию, а сумму делили примерно на 140 млн чел. (от этого метода отказались, посчитав, что здесь не учитываются любительские и браконьерские уловы).

Сейчас объём съеденной рыбы вычисляют методом опроса: у некоторого количества женщин спрашивают, сколько они купили рыбных продуктов. И из этого выводят некую цифру.

Очень удобная статистика получается. Магазинов нет, рыба «уплыла» за границу. Но ведь, согласно данным, мы стали есть её больше! Значит, проблем нет. Так что стоит забыть про специализированные рыбные магазины, а при желании покушать свежей отечественной рыбы — купить удочку и отправиться на ближайший пруд. Или наслаждаться красивыми рыбными плакатами, развешанными по всей стране.

Комментарий эксперта

Михаил Глубоковский, замдиректора ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии:

— Сейчас государство отвечает только за вылов рыбы. И то при потенциальной базе в 9 млн тонн мы ловим только 3 млн тонн. Около 90% судов морально устарело, построено по проектам середины прошлого века. На вылов 1 тонны рыбы мы тратим в 2 раза больше топлива, чем иностранцы (в той же Норвегии, чью рыбку нам продают по цене ниже отечественной, сжигают 200 кг горючего там, где мы — 400 кг)*. А дальше — за доставку и продажу государство по закону ответственности не несёт. Это раньше была единая цепочка рыбак — переработчик — перевозчик — продавец. Нужно и сейчас создать госструктуру, которая объединяла бы все звенья.

* Данные за март 2010 г. Общественной организации «Сельская Россия».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (21)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах