Пока одни говорят о необходимости отменить продуктовое эмбарго, другие, в частности ассоциация «Союзмолоко», обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу и министру сельского хозяйства Николаю Фёдорову с просьбой расширить список запрещённых к ввозу на территорию России продуктов. Речь идёт о сыроподобной продукции, произведённой из растительных жиров. Зачем ужесточать санкции, АиФ.ru рассказал председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Андрей Львович, почему вы выступаете за то, чтобы сыроподобная продукция из растительных жиров не ввозилась в Россию?
Андрей Даниленко: Есть несколько факторов. Во-первых, часть такой продукции продаётся как сыр и вводит потребителя в заблуждение. Это вопрос здоровья населения. Если недобросовестный предприниматель готов врать насчёт состава продукта, стоит задуматься о качестве. Последствия употребления такой продукции наступают не сразу, а имеют накопительный эффект. Второй важный момент — получается правовая лазейка, которая позволяет обходить санкции: если продукт ввозится как сыроподобный, то его не проверяет Россельхознадзор, так как в нём не должно быть сырья животного происхождения, но зачастую оно там есть, и под видом сыроподобных продуктов из ЕС могут ввезти обычные сыры. В-третьих, часть продукции, состоящей из растительных жиров с добавлением молочных, по себестоимости дешевле. Значит, и на полках в магазине она будет более доступной по цене, чем натуральная отечественная продукция, соответственно, она выталкивает нашего производителя с собственного рынка. Поэтому мы и обратились с этим вопросом в правительство.
— А как быть с отечественными производителями, которые тоже продают не сыр, а сыроподобную продукцию?
— Дело в том, что мы их постоянно проверяем, именно поэтому у себя на сайте публикуем чёрный список нарушителей, чтобы и потребитель владел информацией, и сети. Добросовестные ритейлеры поэтапно снимают такую продукцию со своих полок.
— После введения эмбарго количество фальсифицированных импортных продуктов увеличилось?
— При любых ограничениях все ведут себя по-разному. Есть законопослушные и незаконопослушные производители. Последние в такой ситуации ищут возможность незаконно заработать денег. К сожалению, эта проблема актуализировалась, именно поэтому мы и забили тревогу. При этом мы не сразу это сделали, а сначала собрали всю необходимую информацию, сделали соответствующие проверки. Мы же не просто кричим: «Это плохо!». Нет, мы даём факты. Некоторые страны СНГ увеличили потребление молочной продукции в 19 раз! Очевидно, что это не потому, что она остаётся у них, а потому что они просто превратились в транзитную зону продукции непонятного происхождения и качества. Когда мы видим, что у Белоруссии резко вырос импорт молочки, хотя они сами крупнейшие экспортёры и не знают, куда сбыть собственную продукцию, возникает вопрос — зачем они идут на этот шаг? Мы дали факты, которые, на наш взгляд, говорят сами за себя. Теперь правительство и государство с соответствующими структурами должны проверить их, а затем принять меры.
— Как чувствует себя молочная отрасль после введения ответных санкций?
— С одной стороны, эмбарго способствовало увеличению спроса на отечественную продукцию, в этом отношении было какое-то время неплохо, пока резко не увеличились ставки по кредитам. Это очень негативно повлияло на отечественного производителя, как и изменение курса. Засилье контрафакта ещё больше усугубляет ситуацию. Если сейчас не принять срочные меры, то могут начаться необратимые процессы, и отечественный производитель окажется в ещё худшей ситуации. С контрафактом невозможно конкурировать, если ты порядочный производитель. Мы и Китай — крупнейшие импортёры молочной продукции в мире, поэтому иностранные производители борются за нас всеми возможными методами.