Ряд СМИ распространили информацию о том, что в некоторых регионах могут быть введены максимальные цены на капусту, сахар и яйца. Однако позднее Минэкономразвития опроверг данную информацию. Почему государство отказывается от регулирования цен, АиФ.ru рассказала руководитель направления по денежно-кредитной политике Экономической экспертной группы Мария Иванова.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Мария, введение предельных цен на продукты могло бы помочь в сложившийся ситуации, когда они дорожают чуть ли не каждый день?
Мария Иванова: Законодательно подобную меру можно ввести, если рост цен на продукты за определённый период превысил 30%. Но в текущей ситуации эта мера не даст желаемого эффекта. Есть объективные причины для подорожания, ни о каком заговоре или злом умысле речи не идёт. Если мы говорим о плодоовощной продукции, то надо учитывать сезонность. В конце лета – начале осени, когда на рынок поступает отечественная продукция, цены резко снижаются. В зимний период и в начале весны мы видим обратный эффект — цены растут. Ещё один скачок роста цен можно наблюдать приблизительно в мае, когда в магазины поступает новый урожай: как правило, он продаётся дороже, чем старый. Подобная картина повторяется из года в год. Возможно, раньше подорожание проходило не такими стремительными темпами, но оно было. В текущем году ситуация осложнилось действующим эмбарго, предложение товара на рынке сокращается, что неизменно ведёт к повышению цен. Но всё это было прогнозируемо. Если сейчас мы будем пытаться административно регулировать данный вопрос, то это приведёт к тому, что где-то просто исчезнут овощи или другие товары, поскольку их невыгодно будет завозить. Дефицит — это единственное, чего можно будет добиться, устанавливая предельные цены.
— В текущий момент вообще можно что-то сделать, чтобы остановить рост цен? Сейчас, например, прокуратура проверяет магазины, это поможет?
— Чего хотят добиться такими методами? Припугнуть производителей, розничных продавцов, чтобы они не завышали цены. Возможно, это действует, кто-то даже испугался, но надо понимать, что подобные меры не способствует росту предпринимательской активности. В итоге люди начинают проводить свою политику более осторожно, не торопятся вкладывать деньги в развитие, понимая, что риски возрастают. А если не будет конкуренции, то рост цен станет нашей основной проблемой, он никуда не денется.
— Но разве не справедливо наказывать тех, кто пользуется ситуацией и завышает цены?
— Как работает принцип конкуренции? Например, рядом с вашим домом есть два магазина, а ещё лучше три, четыре или пять. Покупатель пойдёт туда, где дешевле. В итоге те, кто продают дороже, не смогут реализовать свою продукцию или вынуждены будут снижать цены, закрыться, договариваться с поставщиками, т. е. как-то решать это вопрос для себя. Если действовать запугиванием и в итоге оставить один магазин, то покупатель всё равно будет туда ходить и покупать нужный товар по любой цене, потому что ему не оставят выбора. Это крайняя ситуация. Когда мы говорим о том, что нам кажется, что кто-то необоснованно выставляет ценники, то надо учитывать, что инфляция сейчас обусловлена объективными факторами (девальвация рубля, продовольственное эмбарго). Но ещё есть фактор инфляционных ожиданий, который тоже влияет на потребительские цены. Если в экономике велика неопределённость: никто не знает, что будет завтра с курсом рубля, как закупать продукцию и расплачиваться с поставщиками, на каких условиях брать кредит — всё это факторы риска для тех, кто находится по другую сторону прилавка. Они вынуждены закладывать их в цены. Если не делать этого сегодня, то завтра можно оказаться банкротом. И в этой ситуации в первую очередь проиграют всё те же самые потребители. Поэтому пока неопределённость в экономике будет сохраняться, её будут закладывать в цены, других механизмов для компенсации нет.
— У нас уже вводили предельные цены, была ли доказана эффективность данной меры?
— Нет. Плюс к этому надо понимать, что есть масса вариантов, как можно обойти установленные запреты. Нельзя в сложившийся ситуации действовать топорно. Ведь если вы установите цены на продукты, то потом вам придётся проводить бесконечные мониторинги. Кроме того, подобными методами мы дадим рынку не те сигналы, которые необходимы. Чтобы производитель больше выращивал той же капусты, он должен увидеть ценовой сигнал. Цены растут, значит, выгодно выращивать капусту, — если этого сигнала не будет, то не будет и производства. Не случайно прошедшую информацию поспешили опровергнуть, поскольку все прекрасно понимают, что госрегулирование цен в сегодняшней ситуации не поможет.