aif.ru counter

Спасение утопающих. Эксперты о том, как помочь нашей промышленности

Что нужно для того, чтобы перед автопромом открылась гладкая дорога, а вагоны стали на рельсы?

К работе готовы - дайте заказы!
К работе готовы - дайте заказы! © / Евгений Биятов / РИА Новости

Окончание. Начало в «АиФ» № 51

Автомобилестроение и железнодорожное машиностроение — ещё две отрасли (помимо строительства и легпрома), которым, по мнению президента Владимира Путина, нужна поддержка государства. Какая? Об этом «АиФ» спросил у экспертов.

Автозаводы встанут?

Андрей Топтун, начальник отдела аналитики агентства «Автостат»

— Президент справедливо причислил автопром к отраслям российской экономики, находящимся в зоне риска. К такой ситуации привело падение автомобильного рынка, которое продолжается весь 2015 г., — по итогам 11 месяцев продажи автомобилей снизились на 35%. И эта тенденция будет усиливаться. В ноябре уровень падения составил 43% к ноябрю прошлого года, а по итогам года обвал может составить 40% от объёмов 2014-го.

Соответственно снижается и производство. По данным Росстата, за 11 месяцев с российских конвейеров сошло 1,2 млн легковушек, что на 23,6% меньше, чем годом ранее. В ноябре было выпущено порядка 100 тыс. машин — это на 22,2% ниже показателя годичной давности. Ещё в ноябре сразу несколько компаний приостанавливали свои конвейеры. Ряд крупных автозаводов, по данным «Автостата», стремясь избежать массовых увольнений, сокращает рабочее время или готовится к этому: раньше начинают новогодние каникулы и планируют позже их закончить. Некоторые предприятия на первую половину 2016 г. вводят четырёхдневную рабочую неделю. То есть в отрасли растёт скрытая безработица.

Одна из главных причин падения спроса — отсутствие у граждан и бизнеса уверенности в завтрашнем дне. Автомобили — дорогостоящий товар, который при этом не является предметом первой необходимости.

Падение продаж ускорило сокращение автокредитования: проценты по кредитам повышаются, ужесточаются условия их выдачи... Параллельно снижаются доходы населения.

Методы господдержки для отрасли уже отработаны и показали свою эффективность. Среди них — субсидирование автокредитования, программы утилизации старых автомобилей, льготного лизинга, дополнительные закупки для государственных нужд. По состоянию на 25 ноября 2015 г. объём продаж в рамках программ стимулирования спроса составил 482 тыс. автомобилей. Таким образом, 30% прогнозируемого на 2015 г. выпуска автомобилей — 1,6 млн — будут приобретены с помощью государства. Если эти меры государство продлит, то они значительно поддержат рынок, хотя говорить об окончательном спасении автопрома пока рано. А оно желательно, поскольку автопром — одна из таких отраслей производства, где каждое рабочее место генерирует до 10 в смежных отраслях.

Пока правительство не намерено сокращать поддержку автопрома. Недавно вице-премьер Аркадий Дворкович сказал, что допустить дальнейшего снижения производства автомобилей в стране нельзя, нужно как минимум зафиксировать его на достигнутом уровне. Лучше, конечно, подрасти, но точно необходимо не допустить дальнейшего падения. По его словам, объёмы под-держки отрасли в 2016 г. могут быть увеличены с 43 до 50 млрд рублей. А замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов отметил, что Минпромторг планирует в условиях дефицита бюджета сосредоточиться на господдержке тех автопредприятий, которые выпускают «самые отечественные» и массовые модели.

 

Куда катится вагон?

Георгий Зобов, ведущий эксперт-аналитик отдела транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий

— По данным Минпромторга РФ, отечественные железнодорожные машиностроители способны удовлетворить любой заказ. Потребности рынка локомотивной тяги и электропоездов закрывают два крупных промышленных холдинга — ЗАО «Трасмашхолдинг» и ЗАО «Группа «Синара», на рынке производства грузовых вагонов — более 15 предприятий. Но, несмотря на это, отрасль переживает не лучшие времена. Её производственные показатели начали снижаться ещё в 2012 г., в текущем году падение продолжилось. Только производство грузовых вагонов упало более чем на 50% по отношению к 2014 г. Сокращение заказов на основную продукцию, повышение себестоимости производства из-за удорожания материалов и комплектующих потребовали оптимизировать расходы. Это повлекло за собой сокращение рабочих мест, снижение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, перепрофилирование предприятий, сокращение либо полное прекращение производства.

Чтобы изменить ситуацию в отрасли, необходима господдерж­ка. Стоимость выпускаемой продукции высока, поэтому предприятиям железнодорожного машиностроения необходимо чётко понимать, какое количество сырья они должны закупить. Значит, им нужен не просто спрос на продукцию, а долгосрочные гарантии этого спроса — то есть контракты на поставку на несколько лет вперёд. А такие контракты может обеспечить только государство.

При этом заказ для железнодорожного машиностроения даёт один из самых высоких мультипликативных эффектов для экономики России. Так, увеличение объёма производства в отрасли на 1 рубль даёт увеличение производства в смежных отраслях на 1,53 рубля. Для сравнения: в автомобилестроении этот показатель составляет 1,38.

В скором времени Россия «встанет на высокоскоростные рельсы». Для этого потребуются новые высоко­скоростные поезда, которые ранее у нас не выпускали, — нет технологий. На первом этапе помогут кооперация с иностранными компаниями и импорт технологий из-за рубежа, но позже потребуется самостоятельно освоить производст­во такой продукции. И здесь опять не обойтись без помощи государства. Отрасли нужны налоговые льготы, субсидии на техническое и материальное перевооружение предприятий, на переобучение персонала и повышение его квалификации.

Если поддержать железно­дорожное машиностроение, оно сохранит или даже поможет создать тысячи рабочих мест в ряде городов, в которых предприятия этой отрасли являются градообразующими.



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. евгний онегин
    |
    15:27
    25.12.2015
    5
    +
    -
    кремль, опуская рубль до уровня ниже нижнего и тем самым "спасая" свою дырявую и неуправляемую экономику, - разрушил покупательскую способность россиянина в пух прах. ни одна страна не выдержит такого экономического геноцида своих потребителей. рынок капитала, если его ещё можно таковым назвать, мёртв, ставки по кредитам - умопомрачительные, хотя и призваны сдерживать растущую инфляцию, поддержку продолжают получать лишь избранные блатные и приближённые к кремлю. тупик подкрался очень даже предсказуемо.
  2. Карабас
    |
    10:07
    25.12.2015
    5
    +
    -
    Нужен план аналог плана Маршалла. Понятный по отраслям. Детально контролируемый. И само собой - равенство всех перед законом, независимость судов, усиление уголовной ответственности за хищения, нецелевые траты, взятки и так далее - как в США - до пожизненного с конфискацией..Но этого не дождемся - нет смены неадекватных кадров - нет позитивных перемен и реформ, кроме болтовни..Вот в этом преуспели...
Комментарии (11)
  1. Карабас
    |
    10:07
    25.12.2015
    5
    +
    -
    Нужен план аналог плана Маршалла. Понятный по отраслям. Детально контролируемый. И само собой - равенство всех перед законом, независимость судов, усиление уголовной ответственности за хищения, нецелевые траты, взятки и так далее - как в США - до пожизненного с конфискацией..Но этого не дождемся - нет смены неадекватных кадров - нет позитивных перемен и реформ, кроме болтовни..Вот в этом преуспели...
  2. евгний онегин
    |
    15:40
    25.12.2015
    2
    +
    -
  3. Приколов
    |
    15:45
    25.12.2015
    3
    +
    -
    Карабас: Карабас, да просто выпустить приказ.НИКОМУ!!!! нельзя в течении 10 лет поставлять машины по импорту.НИКОМУ , ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ.Полное эмбарго.Кроме этого заставить продать на внешний рынок, за рубеж, все государственные автомобили импортные.Кроме служб медицины,и грузовых автомобилей .Всех госчиновников и членов их семей(включая тещ, и детей с внуками) обязать продать личные импортные автомобили.Запрет чиновникам, депутатам и членам их семей , ездить по доверенности на импортных автомобилях.При актах дарения, или наследства, машина поступает в салон, и продаётся за рубеж.И ВСЁ НАЛАДИТСЯ(а то он наши помидоры давят, понимаешь, вот это будет патриотизм , и импотозамещение).По мере поступления каких-то лазеек, законодательно запрещать(они же у нас "хитрюги").
    • Приколов
      |
      16:23
      25.12.2015
      2
      +
      -
      Приколов: Кстати, я далеко не оригинален.Когда-то Немцов хотел посадить всех чиновников на "Волги".Во Франции не представимо,чтобы глава государства ездил на немецкой машине, как собственно и в США, и в Германии.Правда Медведев и Путин, говорят ,что они ездят на Волгах, вот всех бы на "Волги" , и причём "не понарошку
    • Проводов
      |
      22:00
      26.12.2015
      0
      +
      -
      Приколов: Вообще да, если заставить продать хотя бы все машины чиновников, а их более 1 миллиона человек.Среднее Ауди у них меньше 50.000 долларов не стоит.Страна бы получила 50 миллиардов долларов, если заставить продать личные, даже без детей ещё 50 миллиардов долларов.Это бы мы вышли в 2016 году с 7 триллионами рублей в плюсе
  4. Тег
    |
    10:20
    25.12.2015
    1
    +
    -
    Падение производства по легковым, грузовым авто, вагонам, автобусам. И это не считая сопутствующего падения в отраслях-смежниках. Ну что, импортозамещенцы, допрыгались? Санкции вам только на пользу? А это еще только самое начало. Первые пробивающиеся ростки. С окончанием резервов хлебнете полной ложкой. И поделом. За иллюзию величия надо платить. И хорошо, что в первую очередь за это будет платить простой народ. Может это заставит его включить головы, наконец.
  5. Тег
    |
    10:31
    25.12.2015
    4
    +
    -
    Нужен план аналог плана Маршалла. Понятный по отраслям. Детально контролируемый. //////////////////////////////////////////// Карабас, план Маршалла нужен был 15 лет назад, когда пошли халявные деньги за нефть. Но деньги ушли на амбициозные показные прожекты. Теперь денег нет, куда тратить резервы уже расписано в бюджете на следующий год. Так что, поздно пить Боржоми, когда почки отвалились. (С). Не будет никакого плана Маршалла. Только сожаление об упущенных возможностях.
  6. Карабас
    |
    13:42
    25.12.2015
    3
    +
    -
    Тег: Когда созреет социальный взрыв - а при таких раскладах не отскочишь - придется что-то решать..Или вернутся 90-е..Только страшнее. Тем более столько сокращений..Не хочу даже думать, чтобы кого-то из моих сотрудников уволить... Но - купить станки или оборудование напрямую за границей - либо таможенные пошлины - как финкой по кадыку - либо через перекупов в Москве или Питере - почти в две цены.. И так во всем.. Дали бы дышать на несколько лет - так прессуют же поборами..Все и всех..
  7. евгний онегин
    |
    15:27
    25.12.2015
    5
    +
    -
    кремль, опуская рубль до уровня ниже нижнего и тем самым "спасая" свою дырявую и неуправляемую экономику, - разрушил покупательскую способность россиянина в пух прах. ни одна страна не выдержит такого экономического геноцида своих потребителей. рынок капитала, если его ещё можно таковым назвать, мёртв, ставки по кредитам - умопомрачительные, хотя и призваны сдерживать растущую инфляцию, поддержку продолжают получать лишь избранные блатные и приближённые к кремлю. тупик подкрался очень даже предсказуемо.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. В каких парках можно будет привить питомца от бешенства?
  2. Зачем государство создает еще один ресурс с данными о населении?
  3. Какие выплаты получат столичные ветераны к годовщине битвы под Москвой?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ