Достойный минимум
Согласно ст. 7 Конституции РФ, наше государство считается социальным, потому что стремится к созданию для граждан «условий, обеспечивающих достойную жизнь человека». Дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счёт перераспределения государством средств.
Читайте также: Кому затянут пояса?
На вопрос, насколько выполняются эти требования, у экспертов есть разные ответы. «Нет, наша страна социальным государством не является, — категоричен Александр Бузгалин, директор Института социоэкономики Московского финансово-юридического университета. — Нет прогрессивного подоходного налога, очень большой разрыв в доходах, минимальная заработная плата недостаточна для жизни». «За «тучные» нулевые годы основа социального государства всё-таки была заложена, — считает Леонтий Бызов, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН. — Создано много хороших учреждений, серьёзно повышена зарплата представителям массовых профессий...»
По мнению ряда собеседников «АиФ», создать социальное государство у нас удалось, но лишь в некоторых регионах (см. инфографику). «В Москве, безусловно, получилось; отчасти удалось это и в Петербурге, — говорит Дмитрий Тихонов, доцент Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС. — Татарстан имеет какие-то элементы социального государства. Когда экономика на подъёме, у нас около 30 субъектов Федерации зарабатывают деньги самостоятельно и, значит, могут как-то оплатить часть социальных нужд населения. Но в кризис таких не больше 15».
Нам много не надо?
Есть мировые социальные стандарты, которые задают развитые страны. И планка высока. «Это доходы, достаточные для нормальной жизни, развитая и доступная система социальной защиты, доступность образования и здравоохранения, — перечисляет Вячеслав Бобков, гендиректор Всероссийского центра уровня жизни. — Минимальная оплата труда должна быть не ниже прожиточного минимума, как и размер пособия на ребёнка. В некоторых странах Европы пособие на ребёнка (причём не важно, на первого или второго) даже больше прожиточного минимума».
До Европы нам по-прежнему далеко. Несмотря на периодический подъём «минималки» в годы «дорогой нефти», она так и не превысила 65% прожиточного минимума. Сейчас же эксперты ждут её неминуемого снижения в связи с ростом инфляции. Что касается пособий, то в большинстве регионов они в лучшем случае подтягивают доходы нуждающихся до половины прожиточного минимума. И никакое пособие не выводит человека из бедности, как в развитых странах.
«Очень важный вопрос — доступность для населения государственных гарантий, — отмечает В. Бобков. — У нас целый ряд образовательных услуг недоступен примерно 15% населения, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, а также тем, кто имеет доход чуть выше этого минимума или равный ему (в общей сложности это половина населения). Потому что школы многие услуги делают платными, а вузы и колледжи ограничивают число бюджетных мест. Укрупнение медучреждений также снижает доступность медицинских услуг, особенно на селе».
Читайте также: 13% — только верхушка айсберга. Сколько налогов мы платим на самом деле?
Но в России, к счастью для властей, и социальные ожидания населения ниже европейских стандартов, уверены собеседники «АиФ». «В конце 90-х на зарплату преподавателя жить было невозможно — нужно было делать что-то ещё, — вспоминает Л. Бызов. — Сейчас же на зарплату можно жить, хотя по меркам среднего класса она копеечная. 90-е уже настолько снизили социальные ожидания населения старшего и среднего возраста, что они готовы ценить любой минимум господдержки — лишь бы она была или хотя бы декларировалась. Тем более что в нулевые мы считали, что движемся к социальному государству, и это прибавляло нам оптимизма. Он сохраняется и сейчас, но уже подтачивается реальными событиями. А вот что будет года через два, когда от социального государства в России ничего не останется, не знаю».