После непродолжительного затишья газовые распри между Россией, Евросоюзом и Украиной снова вышли на сцену. На этот раз Болгария заморозила все работы по трубопроводу «Южный поток». Соответствующий документ подписал глава болгарского министерства экономики и энергетики Васил Штонов.
Приостановка проекта, в том числе проведения тендеров и подписания любых договоров, продлится до тех пор, пока газопровод не будет приведён в соответствие с нормами европейского законодательства, сообщил Штонов.
Почему ЕС отложил в долгий ящик реализацию проекта, который является единственным гарантом надёжных поставок газа в Европу, и при чём здесь Украина, разбирался АиФ.ru.
Заблокированный поток
Претензия Еврокомиссии к «Южному потоку» заключается в том, что он не соответствует нормам Третьего энергетического пакета, согласно которому, одна и та же компания (в данном случае речь идёт о «Газпроме») не вправе осуществлять транспортировку газа и вместе с этим заниматься поставками топлива. Проще говоря, европейское законодательство предусматривает разделение поставщиков газа с транспортными и распределительными компаниями.
Болгарский участок «Южного потока» является первым сухопутным и считается самым технологически сложным. Основной маршрут болгарской части трубопровода должен пройти от черноморского побережья до границы с Сербией с отводом до узла распределения газа в Провадии, где будет производиться сброс топлива в газотранспортную систему Болгарии для потребителей этой страны, а также Греции, Македонии и Турции.
Как ранее говорил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, ЕК имеет вопросы к соглашению Софии и Москвы, связанные с экологией, антимонопольным законодательством и правилами внутреннего рынка. Строительством «Южного потока» в Болгарии заведует совместная компания South Stream Bulgaria AD, которая была создана на паритетных началах «Газпромом» и «Болгарским энергетическим холдингом».
«Мы считаем, что Болгария не соблюдает законодательство в области общественных заказов. Основная наша тревога состоит в том, что совместное предприятие «Южный поток – Болгария» получило договор на проектирование, финансирование, строительство и использование газопровода без прозрачной и конкурентной процедуры, необходимой в подобных случаях», — говорил ранее пресс-секретарь еврокомиссара по конкуренции Антуан Коломбани.
Тогда же Еврокомиссия предупреждала о необходимости приостановки всех работ по «Южному потоку». «Проект должен быть пересмотрен в связи с приоритетами политики энергетической безопасности Евросоюза», — заявляла пресс-секретарь еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера Сабина Бергер. По её словам, ЕК не отказывается от «Южного потока», а только настаивает на том, чтобы проект соответствовал европейским законам.
Решение ЕС препятствовать реализации проекта Южный Поток, на мой взгляд, обусловлено политическими соображениями, а не экономическими и несет с собой повышенные риски срыва поставок газа в регион в будущем.
Затем под давлением еврочиновников идею заморозить проект газопровода поддержал премьер-министр Болгарии Пламен Орешарский, а следом за ним о приостановке работ по «Южному потоку» заявила министр по делам транспорта и инфраструктуры Сербии Зорана Михайлович, которая является убеждённой противницей участия Белграда в строительстве газопровода.
Впрочем, июньские заявления болгарского премьера Орешарского и сербского министра Михайлович по «Южному потоку» были быстро опровергнуты. Тогда министр энергетики Болгарии Драгомир Стойнев сообщил, что проект газопровода является приоритетным для правительства, а глава кабмина Сербии Александр Вучич успокоил, что власти не принимали никаких решений по строительству газопровода.
«Решение ЕС препятствовать реализации проекта «Южный поток», на мой взгляд, обусловлено политическими соображениями, а не экономическими и несёт с собой повышенные риски срыва поставок газа в регион в будущем. Об этом прямо свидетельствует решение Украины теоретически допустить введение запрета на транзит российского сырья по территории страны», — предупреждает содиректор аналитического департамента «Инвесткафе» Григорий Бирг.
Украинский след
География «Южного потока» начинается в России, проходит через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению и заканчивается в Италии с отводами в Хорватию. Согласно первоначальным планам, первый газ в страны Южной и Центральной Европы по трубопроводу будет поставлен в 2015 году, а в 2018 году объект выйдет на проектную мощность в 63 млрд кубометров/год, тем самым сведя к нулю роль Украины как транзитёра топлива в Евросоюз.
На сегодняшний день Киев остаётся важным элементом в энергодиалоге Москвы и Брюсселя, поэтому он должен выполнять принятые на себя обязательства, то есть обеспечивать транзит топлива. Впрочем, европейские потребители российского топлива не раз ощущали на себе ненадёжность Украины как транзитёра. В связи с кризисом, возникшим в отношениях Москвы и Киева, и нестабильной ситуацией на Украине эксперты не исключают нарушения в поставках российского газа в ЕС.
«Реально снизить риски и диверсифицировать средства транспортировки сможет «Южный поток». Прежде всего, реализация проекта исключит третью сторону, т. е. Украину, и позволит регулировать сотрудничество напрямую между Москвой и странами Евросоюза. Кроме того, газопровод решит проблему обеспечения топливом Южной Европы. Если Северная Европа может импортировать энергоресурсы из Норвегии и Северного моря, Испания и Португалия — из Мозамбика, то Болгария и Сербия, через которые пройдёт газопровод «Южный поток», не имеют альтернативы «Газпрому» и платят по одним из самых высоких тарифов в Европе. Востребованность со стороны всего Евросоюза гарантирует реализацию крупнейшего проекта в сфере энергетики», — рассуждает первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров», к. э. н. Иван Андриевский.
Заморозка работ по «Южному потоку» со стороны Болгарии последовала практически сразу за принятием Верховной Радой Украины поправок в закон о реформировании управления украинской газотранспортной системой (ГТС). Закон, принятый парламентом Незалежной на прошлой неделе, разрешает иностранным, а именно европейским и американским компаниям арендовать магистральные газопроводы и подземные газохранилища Украины и управлять ими. Иными словами, управлять ГТС будет не государство, а компании-операторы, которым будет продано до 49 %, а контрольный пакет с 51 % акций останется у государства. Управляющие компании должны быть созданы до 1 января 2015 года.
В украинском бюджете на модернизацию газотранспортной системы средств нет, поэтому нужно искать лиц, заинтересованных в эффективной работе ГТС.
«Законопроект о реформировании ГТС Украины направлен, главным образом, на привлечение инвесторов для модернизации системы. В украинском бюджете на это средств нет, поэтому нужно искать лиц, заинтересованных в эффективной работе ГТС. Безусловно, в бесперебойных поставках российского газа без потери транспортируемого топлива нуждаются страны ЕС. Хотя США не импортируют энергоресурсы через территорию Украины, вопрос транзита их интересует не меньше. Помимо популяризации собственного сланцевого газа в мире, Вашингтон стремится снизить влияние России на энергетическом рынке Европы. Именно поэтому операторами украинской газотранспортной системы могут выступать только имеющие соответствующие сертификаты компании из ЕС и США», — объяснил Андриевский АиФ.ru.
Автор законопроекта о создании единого оператора украинской газотранспортной системы премьер-министр Арсений Яценюк не скрывает, что такое решение способно остановить строительство «Южного потока».
«Это даёт нам возможность иметь новые условия транспортировки российского природного газа. Это даёт возможность остановить строительство «Южного потока» и направить все объёмы, которые планировались по «Южному потоку», через Украину, так как в этом будут в первую очередь заинтересованы страны-члены ЕС», — утверждал Яценюк.
Создание оператора украинской ГТС с долей в нём иностранных, в том числе европейских, акционеров может помешать реализации «Южного потока», полагают эксперты. «Это может привести к тому, что аргумент «Газпрома» о том, что строительство газопровода необходимо для снижения риска срыва поставок газа через страны-транзитёры, будет менее релевантным. В то же самое время решать этот вопрос без привлечения России, которая поставляет газ в трубопроводы, неприемлемо. От этого зависит рентабельность предполагаемых инвестиций в ГТС Украины», — объясняет Григорий Бирг.
Реализация газопровода в установленные сроки способна дискредитировать сам факт проведения Майдана, что для спонсоров украинского переворота абсолютно недопустимо.
Проблемы со строительством «Южного потока» и с вводом на полную мощность «Северного потока» увеличивают значимость газотранспортной системы Украины для энергобезопасности Европы, убеждены эксперты. Накануне в СМИ появилась информация, что три иностранные компании, среди которых американская Chevron, выражают интерес к украинской ГТС. По сведениям источника ИТАР-ТАСС, после вступления в силу закона о реформировании управления газотранспортной системой Украины западные компании подадут заявки, чтобы получить доступ к управлению ГТС. Как заявил другой собеседник агентства, «неофициально уже дали согласие три компании, направив свои предложения».
В свою очередь, «Нафтогаз» в скором времени планирует «начать официальные переговоры с операторами газотранспортных сетей относительно их участия в управлении украинской ГТС».
«Безусловно, ГТС Украины представляет большой интерес для Запада, поскольку именно она выступает рычагом возможного геополитического давления на Россию. Российская дипломатия вместе с «Газпромом» на текущий момент предпринимает все возможные действия для того, чтобы устранить любые препятствия на пути строительства «Южного потока». Действительно, реализация газопровода в установленные сроки способна дискредитировать сам факт проведения Майдана, что для спонсоров украинского переворота абсолютно недопустимо», — рассуждает Артём Деев, руководитель аналитического департамента ФК AForex.
Приход европейских и американских компаний к управлению ГТС Украины, с одной стороны, имеет политическую подоплёку и может расцениваться как противостояние российскому «Газпрому» и снижение влияния России в целом, полагает Андриевский. Однако, с другой стороны, в преддверии начала отопительного сезона страны ЕС хотят гарантировать себе тёплую зиму за счёт регулярных поставок. «Пока Украина не утратила статус транзитёра, необходимо пристально отслеживать ситуацию внутри и вокруг неё. Конечно, ГТС как объект для инвестирования неинтересен иностранцам, но они вынуждены сами заботиться о состоянии транспортной инфраструктуры», — указывает экономист.