Примерное время чтения: 5 минут
301

Торговля историей: Бородинское поле могут распродать по кускам?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Последняя электричка 22/08/2012

Имеется в виду отнюдь не ежегодная историческая реконструкция самой битвы, а борьба за земельные участки, обильно политые кровью русских солдат и их незваных противников.

«И вот нашли большое поле»

- Буквально под этим местом, по которому мы идём, - с жаром рассказывает Михаил Черепашенец, директор музея-заповедника «Бородин­ское поле», - лежат неразобранные останки 48,5 тыс. русских и французских солдат. Найдены и перезахоронены лишь 1,5 тыс. воинов.

Сто лет назад, перед празднованием 100-летия Бородинского боя, казна выкупила все частные земельные участки, чтобы поле битвы могло сохранять вид, близкий к тому, что был перед глазами Кутузова, Наполеона и их солдат. На территории заповедника, составляющей 11 тыс. га, лишь 150 га принадлежат государству, остальная земля - в собственности жителей 27 населённых пунктов. Разумеется, жизнь людей требует хозяйст­венной деятельности. В советские времена здесь колосились колхозные поля. С распадом СССР земельные паи были переданы местным жителям для ведения фермерской деятельности. Но большинство участков пустует и зарастает бурьяном.

- Багратионовы флеши (полевые укрепления) так заросли, - сетует Черепашенец, - что сегодня на них уже не развернулись бы полки.

С 2010 года начался перевод сельскохозяйственных земель под дачное строительство.

- Построено восемь срубов, - сообщил Илья Фролов, ведущий юрисконсульт музея-заповедника, - правда, недавно все они снесены по решению суда.

У местных жителей иная информация: под новое строительство отведено 15 га у посёлка Венки - как раз там, где казаки атамана Платова терзали французские тылы. Новый коттеджный посёлок вырос возле деревни Фомкино, близ места расположения лагеря французов в 1812 г. Расчищены участки под особняки южнее деревни Семёновское, возле памятников 2-й Кирасирской дивизии генерала Дуке и лейб-гвардии Финляндскому полку. Несколько новых улиц проложено в селе Криушино, блестят на солнце новенькой черепицей крыши особняков в Бородине и Татаринове, Псареве и Новом Селе…

Бывшая глава сельского поселения «Бородинское», отстранённая решением суда от должности, преуспела в незаконном выделении под дачное строительство земельных участ­ков вблизи сёл на заповедной территории. Только возбуждённое уголовное дело предотвратило массовую застройку, которая неузнаваемо изменила бы облик ратного поля.

Всё это как будто осталось в прошлом. Хотя Бородинское поле включено в список исторических памятников, подлежащих охране, ещё в 1960 году, а режим пользования ландшафтами музея-заповедника утверждён в 1992 году, реальной охраны не было. Лишь когда угроза застроить всё поле коттеджами стала осо­знаваться как неизбежное зло, весной этого года появился приказ министра культуры РФ «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия федерального значения досто­примечательного места «Бородинское поле и памятники на нём», характера её использования, ограничений и требований к хозяйственной деятельности, проектированию и строитель­ству». Но новый документ гибко регулирует застройку: ограничивает высотность сооружений, запрещает вынос на красную линию сельских улиц гаражей, бань и сараев, а также не допускает возведения глухих заборов…

Что после шумихи?

В Можайске на автобусной остановке срываю язычок рукописного объявления о продаже земли на Бородинском поле. По сотовому телефону осторожный мужской голос уточняет, что меня интересует. Решительно заявляю: готов купить 10 гектаров земли в экологически чистом месте в пределах Бородинского заповедника. Цена в самом деле 30 миллионов рублей, ещё не изменилась? «Позвоните после юбилея, - посоветовал голос, - уляжется шумиха, тогда и вернёмся к этому вопросу».

- Когда отшумят юбилейные торжества, может ли возобновиться торговля землёй? - спрашиваю у директора музея.

- Судя по вышедшему приказу министра, не должна. Но кто знает…

Тем временем руки захватчиков Бородинского поля тянутся с той стороны, с которой, кажется, никто не ждал. На днях прошла новость, что музей-заповедник «Бородинское поле» передан из федерального подчинения в областное.

- Чепуха! - горячится Михаил Черепашенец. - Этого не может быть: Бородинская битва - событие общероссийского, а не областного масштаба.

В Министерстве культуры Московской области уточнили: губернатор Сергей Шойгу в самом деле написал письмо с таким предложением министру культуры РФ Владимиру Мединскому.

- По мнению губернатора, - пояснила представитель област­ного Минкульта Анна Касаткина, - если музей перейдёт в подчинение области, власти Подмосковья смогут эффективнее координировать вопросы сложных правовых и имущест­венных взаимоотношений, беспокоящих общественность, и грамотно развивать этот легендарный музей. Кроме того, министр культуры Подмосковья Антон Губанков предложил идею создания музея под открытым небом. В районе, например, Масловских флешей могут быть установлены тысячи фигур участников сражения, укрепления, образцы вооружений и даже воссозданы сцены сражений.

Как видно, судьба Бородинского поля отнюдь не решена. И Бородинская битва, которая продолжается, обещает быть куда более жаркой, чем запланированная на 8 сентября её историческая реконструкция.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах