Примерное время чтения: 6 минут
1650

Палка о двух концах. Зачем нужен контроль за расходованием госсредств

Михаил Воскресенский / РИА Новости

Развитие Дальнего Востока по-прежнему остаётся ключевым вопросом для российских властей. На недавно прошедшем совещании с правительством президент РФ Владимир Путин обсудил текущее развитие Дальневосточного федерального округа и процесс восстановления региона после наводнения 2013 года. Кроме того, глава государства поддержал идею Минвостокразвития о создании на острове Русский территории опережающего развития.

В рамках совещания был затронут вопрос строительства на территории Дальнего Востока четырёх электростанций, жизненно необходимых региону. Глава Счётной палаты Татьяна Голикова поставила под сомнение выполнение работ в срок. Вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий деятельность «Русгидро», заверил, что средства «под полным контролем» и «никуда не разбазарены».

«Более того, компания получила процентный доход, который можно использовать для выполнения инвестпрограммы», — добавил Дворкович.

Нет энергии — нет роста

Основную роль в развитии Дальнего Востока играет модернизация энергетической инфраструктуры — имеющиеся генерирующие и сетевые мощности не в состоянии обеспечить реализацию ряда правительственных проектов. На сегодняшний день энергетическая инфраструктура региона находится в плачевном состоянии — электросети изношены и работают на пределе своих возможностей, а оборудование морально и технически устарело. Связано это с тем, что энергетика ДФО имеет в первую очередь социальную направленность — большая часть выработки электроэнергии приходится на обеспечение населения и социальных учреждений. Уровень жизни в регионе ниже общероссийского и нет ничего удивительного в том, что у жителей Дальнего Востока и управляющих компаний образовались внушительные долги за энергию. Отсутствие энергии делает невозможным развитие промышленности и, как следствие, не будет дополнительных рабочих мест и роста региональной экономики. Круг замкнулся.

Понимая эти риски, правительство РФ приняло решение о строительстве четырёх электростанций, электрической мощностью 543 МВт и тепловой мощностью 872 Гкал/ч. Речь идёт о ТЭЦ в Советской Гавани, которая необходима для обеспечения энергией инвестиционных проектов в Портовой особой экономической зоне и замене дышащей на ладан Майнской ГРЭС. Якутская ГРЭС-2 должна стать заменой действующей в регионе Якутской ГРЭС, оборудование которой сильно изношено. Ещё одна электростанция, Сахалинская ГРЭС-2, также должна заменить свою предшественницу — Сахалинскую ГРЭС, которую планируется вывести из эксплуатации. Если строительство вышеперечисленных станций направлено на замещение уже имеющихся объектов, то вторая очередь — Благовещенской ТЭЦ — должна ликвидировать острый дефицит тепловой энергии в столице Приамурья — Благовещенске. На сооружение этих станций из госказны в 2012 году было выделено 50 млрд руб.

Эксперты уже говорят о новой «стройке века». И резонно возникает вопрос: как не допустить повторения ситуации с подготовкой к Саммиту АТЭС 2012 и Олимпиадой в Сочи, строительство объектов которых подверглось жёсткой критике из-за непрозрачности, неконтролируемости расходов и качества объектов.

Для расходования 50 млрд рублей, выделенных госкорпорации «Русгидро» на строительство объектов, была создана многоуровневая система контроля. По-сути, это новый уникальный механизм взаимодействия бизнеса и власти. В его разработке приняла участие как сама госкорпорация, так и значительное количество контрольных ведомств — Счётная палата, Минэкономразвития и Минэнерго.

«Эта система закрывает все риски коррупции при строительстве крупных объектов. Технологически и технически невозможно будет ни копейки из этой схемы вынуть на всём этапе строительства», — говорил ранее председатель Правления «РусГидро» Евгений Дод.

Для обеспечения полноценной прозрачности использования госсредств было принято решение подключить к системе контроля Сбербанк. Схема взаимодействия со Сбербанком выглядит следующим образом: бюджетные деньги размещены на обособленных банковских счетах, открытых на каждого участника строительства (заказчика, ДЗО заказчика, генерального подрядчика, субподрядчика). С этих счетов и производятся индивидуальные расчёты по выполненным подрядным работам.

Выделяются средства только на основании смет, согласованных всеми участниками системы контроля.

С самого начала строительства проектов Счётная палата, Минэнерго и Минэкономразвия осуществляют мониторинг целевого расходования бюджетных средств. Для обеспечения независимого технологического аудита и анализа проектной документации Сбербанк нанимает сторонние инжиниринговые компании.

На практике это выглядит так: компания-инвестор разрабатывает проектно-сметную документацию, которую потом сдаёт на проверку Госэкспертизы. После того как пакет документов получает положительную оценку комиссии, оформляется разрешение на строительство и землеотвод. Параллельно с этим Сбербанк привлекает независимую инжиниринговую компанию для проведения технологического и ценового аудита.

Более того, все проекты и результаты оценки независимого аудита проходят публичные обсуждения в рамках совместных заседаний Научно-технического совета Единой энергетической системы (НТС ЕЭС) и Научного совета РАН по проблемам надёжности и безопасности больших систем энергетики.

Только после результатов независимого аудита и одобрения госэкспертизы объявляется конкурс по выбору генподрядчика для выполнения строительно-монтажных работ и заключаются контракты на изготовление и покупку необходимого технического оснащения. Финальную отмашку на оплату услуг подрядчиков из бюджетных средств даёт Минэнерго.

Сложно, но нужно?

Система контроля над бюджетными средствами становится особенно актуальной во время замедления экономического роста. Соответственно, все внутренние процессы начинают отслеживаться более жёстко, для того чтобы деньги шли точно по назначению, но при этом выполнение работ осуществляется медленнее, отмечают эксперты.

«Конечно, улучшение условий жизни на Дальнем Востоке является для государства одним из приоритетов, но сейчас власти будут просчитывать все такие проекты, даже социальные, — более тщательно из-за того, что средств на все инфраструктурные проекты банально нет», — рассуждает коммерческий директор МФО «Народная Казна» Александр Гуськов.

В свою очередь Анна Кокорева, аналитик компании Альпари, указывает на то, что строительство электростанции является масштабным проектом, который проходит ряд согласований и одобрений. Логично, что всё это занимает время, и сроки завершения строительства могут быть примерными. «Система контроля за бюджетными средствами необходима, это способствует рациональному расходованию средств и противодействует коррупции. Однако строгий контроль неизбежно связан с бюрократией, это основной минус такого надзора», — полагает Кокорева.

Вот и получается, что такой необходимый для борьбы с коррупцией механизм замедляет и без того невысокие темпы развития экономики региона. Станет ли новый алгоритм контроля эффективным инвестиционным инструментом или нет — покажет время.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах